Бензин сорвался с моратория

Цены на бензин в Петербурге начали расти раньше, чем ожидалось. За неделю рост составил 40–50 коп. Нефтетрейдеры шантажируют чиновников: если они не пойдут на уступки, то апрельские цены всех удивят.

Оптовые цены на топливо нефтеперерабатывающие заводы подняли еще в феврале, однако мало кто ожидал резкого роста розничных цен раньше апреля. Между тем многие продавцы уже на этой неделе повесили новые ценники на своих заправках. Согласно данным "Аи92", АЗС "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" отпускают бензин марки Аи-76 и Аи-92 на 50 копеек дороже, чем неделю назад, а Аи-95 подрос на 40 копеек. Похожая ситуация у "Фаэтона" (рост: Аи-76 – 27 копеек, Аи-92 – 28 копеек, Аи-95 – 20 копеек) и "Несте" (рост: Аи-92 – 50 копеек, Аи-95 – 40 копеек). Остальные операторы также заметно подняли цены. <br><br><b>Судьбоносная неделька</b><br>Следующая неделя во многом может определить весенние цены на топливо. То, что они вырастут еще, практически ни у кого не вызывает сомнения: начнется посевная кампания, да и "подснежники" в массовом порядке начнут выезжать на дороги – соответственно, вырастет и спрос на бензин. Но премьер-министр Михаил Фрадков повелел целому ряду крупных федеральных чиновников на грядущей неделе провести встречи с представителями нефтяного бизнеса, чтобы все-таки если не предотвратить этот рост, то сделать его контролируемым. Напомним, что в конце 2005 г. правительству удалось уговорить нефтяников установить мораторий на повышение розничных цен на топливо. Тогда многие продавцы работали себе в убыток. Свои потери они уже начали возмещать за счет автолюбителей и собираются продолжать в том же духе. Но возможны варианты.<br><br><b>Ты мне – я тебе</b><br>Когда нефтетрейдеры осенью 2005 г. согласились на мораторий, они ожидали встречных шагов от федеральных властей, которых так и не последовало. В частности, речь на встречах с министрами шла о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Бизнес предлагал сделать так, чтобы НДПИ не начислялся на те объемы добычи, которые идут в переработку на отечественных заводах и в конечном итоге поступают на внутренний рынок. Правительство тогда так и не восприняло инициативу участников рынка. Вчера же глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что введение дифференциации НДПИ уже с 2007 г. "критически важно". Однако налоговые изменения коснутся не перерабатывающих, а добывающих компаний – их стимулируют на разработку старых и освоение новых месторождений. Участники рынка считают, что эти налоговые послабления никак не поспособствуют снижению цен на топливо. Возможно, теперь правительству придется придумать что-то еще, чтобы все-таки предотвратить резкий скачок цен на бензин.