09:2515 марта 200609:25
7просмотров
09:2515 марта 2006
Всемирный день защиты прав потребителей отмечают 15 марта. Причина праздника, возникшего после речей президента Кеннеди, несет возможную угрозу некоторым видам бизнеса.
15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 г. в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие "потребитель" и выделил четыре основных права потребителей: на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным. Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре права: на удовлетворение основных нужд, на возмещение, на потребительское образование, на здоровую окружающую среду.<br><br><b>Праздник под девизом</b><br>Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. В Россию же он пришел в 1994 г. Ежегодно накануне Всемирного дня защиты прав потребителей утверждается девиз, которым определяются направления деятельности по проведению указанного дня. Роспотребнадзор совместно с Национальным фондом защиты потребителей ежегодно объявляют совместный конкурс на лучший девиз, приуроченный к Всемирному дню защиты прав потребителей. В 2006 г. праздник потребителей проходит под девизом "Потребитель! Знай свои права!"<br><br><b>Переделки закона</b><br>Поправки к закону "О защите прав потребителей" от 21.12.04 оказались уже третьими по счету серьезными изменениями в этом документе, принятом в 1992 г. В 1996 г. была существенно изменена первая редакция закона. Тогда изменения были вызваны обобщением практики применения закона в условиях перехода к рыночной экономике. В 1999 г. закон был приведен в соответствие с нормами нового Гражданского кодекса. Последние изменения в законе затронули весьма широкий спектр интересов потребителей и предпринимателей, а также систему защиты прав потребителей на государственном, муниципальном и общественном уровнях ее организации.<br><br><b>Потребительский рэкет</b><br>Закон "О защите прав потребителей" не только защищает. Кроме недобросовестных продавцов и производителей бывают и недобросовестные потребители. Закон, как ни странно, дает в руки таких граждан потенциальное оружие для обмана продавца. В связи с этим даже появилось такое понятие как "потребительский рэкет". Некоторым не удается добиться обмена или возврата денег за недоброкачественный товар. Некоторым ничего не стоит, затратив определенное время и усилия, попользоваться доброкачественным товаром, а потом вернуть его.<br>Чаще всего потребители-рэкетиры пытаются вернуть в магазины одежду и обувь. Например, после завершения выпускных балов или праздников возвращают дорогие платья. Или пытаются выдать старую изношенную обувь за продукцию такой же модели, которую якобы приобретали в этом торговом месте, но она быстро износилась. В основном потребители-рэкетиры оперируют статьями, которые гарантируют возврат товара ненадлежащего качества либо просто не подошедший по характеристикам. Потребительская экспертиза может не только доказать недобросовестность продавца или производителя, но и, наоборот, признать претензии покупателя неправомерными.