09:1801 марта 200609:18
34просмотров
09:1801 марта 2006
Петербург станет первым российским портом, где контейнеры начнут просвечивать рентгеном, как багаж в аэропорту. Вскоре порты без соответствующего оборудования лишат экспортно-импортных грузов.
ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) победило в борьбе за право разместить на своей территории первый в России инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) для контейнеров.<br>В 2006 г. ИДК должны появиться в портах Петербурга, Новороссийска, Владивостока. До 2010 г., согласно Концепции развития таможенной службы, на границах России развернут 72 ИДК. Северо-Западное таможенное управление только за 2006 г. должно установить пять грузовых рентгенов.<br><br><b>Хочешь импорт – на рентген!</b><br>По словам первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимира Шамахова, с помощью ИДК за 3–5 минут можно получать рентгеновское изображение, необходимое для идентификации товаров, что дает возможность досматривать до 20 контейнеров за час, унифицировать таможенное оформление с другими странами. Петербургский порт в 2005 г. перевалил более миллиона контейнеров. Таможенники досматривают чуть более четверти ввозимых и примерно 1% вывозимых контейнеров. Теперь на ручной досмотр попадут только те контейнеры, осмотр которых с помощью ИДК даст подозрения в том, что содержимое не соответствует сопроводительным документам.<br>Получить возможность оперативно контролировать содержимое морских контейнеров без их вскрытия – одна из важнейших задач Концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 г. За 5 лет на границах Российской Федерации планируется развернуть 72 ИДК, в том числе 22 мобильных и 50 стационарных, из них 10 – в морских портах. Каждый стационарный комплекс стоит 270 млн рублей. Деньги выделяются из федерального бюджета по программе "Государственная граница", а также за счет займа Всемирного банка. Указанное количество ИДК является лишь первоначально необходимым, впоследствии весь периметр границы и крупнейшие морские порты должны быть оснащены такими комплексами. Поскольку Россия присоединилась к рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации, порты, не оснащенные ИДК, в дальнейшем лишатся возможности участвовать в международном торговом обороте, сообщает пресс-служба ФТС РФ.<br><br><b>На поклон к ПКТ</b><br>Размещение первого рентгена для контейнеров в Петербургском порту было предметом дискуссии. <br>Основным вариантом считалась установка ИДК на территории ЗАО "Первый контейнерный терминал". Это крупнейшая из стивидорных компаний, занимающихся перевалкой контейнеров, не только в петербургском порту, но и во всей России и Восточной Балтике. <br>Однако пока неизвестно, на каких условиях контейнеры сторонних организаций будут находиться на охраняемой территории ПКТ, который сам испытывает дефицит складских площадей. Определенные сложности могут возникнуть и при движении грузов, за которые отвечают разные перегрузчики, между режимными зонами и через пропускные пункты разных предприятий. Были предложения вынести ИДК за пределы порта или разместить его в Кронштадте, чтобы соблюсти равноудаленность таможенного комплекса от контейнерных терминалов Петербургского порта. Однако конечное решение принято в пользу ПКТ. Сегодня решение о размещении ИДК на территории Первого контейнерного терминала Санкт-Петербургского морского порта, по данным пресс-службы ФТС РФ, должно быть окончательно оформлено.<br><br><b>Грузы переделят</b><br>Появление ИДК может несколько перераспределить грузопотоки между терминалами. Интересный прогноз сделал "Коммерсант", который считает, что установка контейнерного рентгена "автоматически может привести к перераспределению товарных потоков в пользу тех таможенных постов, где таких комплексов нет". На характере прогноза сказалось, очевидно, что его автор руководит "Отделом преступности". Безусловно, уход каких-либо грузов с терминала, обладающего возможностью ускоренного таможенного оформления, – повод для пристального внимания к его отправителям и получателям со стороны ФТС. Однако попытки лишить ПКТ преимущества максимальной близости к ИДК показывают, что участники рынка ожидают перетекания потоков туда, где рентгены упростят прохождение таможни.