ОСАГО избавили от контроля

Чиновники обнаружили, что тарифы в отдельных видах страхования сильно завышены, и обещают санкции нарушителям. Тарифы ОСАГО вопросов у контролирующих органов почему-то не вызывают.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) объявила, что одним из основных направлений ее работы в ближайшее время станет контроль обоснованности страховых тарифов. Коэффициенты выплат в отдельных видах страхования позволяют сделать вывод о значительном завышении тарифов, утверждают в ФССН.<br><br><b>Насторожились</b><br>По словам заместителя начальника управления надзора и финансового контроля ФССН Елизаветы Бойко, в первую очередь задуматься о правильности выбранных тарифов следует компаниям, которые занимаются страхованием грузов. Коэффициент выплат по этому виду страхования сегодня составляет менее 5%. При этом, подчеркнула представитель ФССН, тарифы, применяемые в страховании грузов российскими компаниями, на порядок выше тех, которые устанавливают зарубежные страховщики. "Настораживающими" ФССН считает также коэффициент выплат в страховании ответственности и страховании имущества предприятий, равный примерно 10%. В частности, сообщила Елизавета Бойко, проведенный ФССН анализ выявил применение 24 компаниями 50%-ного тарифа на страхование ответственности на случай неисполнения договорных обязательств. Такой завышенный тариф "не мог не обратить на себя внимания ФССН, МВД, налоговых органов и прочих государственных организаций", – подчеркнули в контролирующей службе, потому лицензии некоторых из этих 24 страховщиков уже отозваны. <br><br><b>Не вопрос</b><br>Интересно, что тарифы на ОСАГО пока возражений контролирующих органов не вызывают. Более того, руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев даже заявлял неоднократно, что сохранение еще в течение нескольких лет нынешних размеров тарифов на ОСАГО может поставить на грань банкротства 90% страховщиков, работающих сегодня на рынке обязательной "автогражданки". "Практика проведения ОСАГО показала, что тарифы на этот вид страхования занижены для некоторых видов транспорта и в отдельных регионах", – подчеркнул руководитель страхнадзора. Между тем, дискуссии вокруг справедливости тарифов на обязательную "автогражданку" продолжаются с момента принятия закона об ОСАГО: в отличие от страховщиков, граждане считают их чрезмерно высокими.<br><br><b>Мечты</b><br>Причиной такой ситуации председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает то, что базовый тариф и система коэффициентов не имеют достаточного статистического обоснования. По его мнению, просчитать тарифы настолько объективно, чтобы исключить подобные несоответствия, невозможно в принципе, поэтому не стоит их фиксировать вообще. Порядок в тарифах на ОСАГО будет наведен, полагает Дмитрий Янин, когда право их устанавливать отдадут "свободному конкурентному рынку". Если полностью "отпустить" тарифы по каким-либо причинам нельзя, следует хотя бы придать им статус максимально допустимых, сняв также все ограничения на размер скидок, которые страховщики могут предоставлять клиентам. В результате стоимость полисов ОСАГО может существенно снизиться, считает председатель правления КонфОП. По его словам, чтобы избежать демпинга и недобросовестной конкуренции, следует ужесточить требования к финансовой устойчивости страховщиков и усилить надзорные функции Федеральной антимонопольной службы.