15:0928 февраля 200615:09
90просмотров
15:0928 февраля 2006
Работники двух градообразующих предприятий города Сланцы провели пикет против остановки своих предприятий. Массовые увольнения могут похоронить любые планы возрождения заводов и целый город.
В ближайшее время с добывающего предприятия ОАО "Ленинградсланец" должны уволить около тысячи человек, а на перерабатывающем сланцевую руду заводе "Сланец" работу потеряют 1,5 тыс. сотрудников, то есть почти все. Примерно десятая часть тех, кто должен пострадать, вышла 28 февраля на митинг в Петербурге на площади перед ТЮЗом.<br><br><b>Не только работу – и деньги давай</b><br>С апреля 2005 г. шахтеры "Ленинградсланца" находятся в принудительном отпуске, получая две трети заработной платы. Даже при этом снижении у предприятия огромные долги перед сотрудниками – более 60 млн рублей. Шахтерам перестали платить в июне 2005 г., в течение лета и осени зарплата рабочим начислялась, но не выплачивалась. Более 100 работников подали на свое предприятие в суд.<br><br><b>Потерянные цепи СССР</b><br>Беды увольняемых работников начались год назад, когда эстонское АО "Нарвские электростанции" перестало покупать в Ленобласти топливо. Эстонское энергетическое предприятие и заводы в Сланцах были построены в советское время и составляли единый технологический комплекс. Кроме "Нарвских электростанций", у сланцевых шахт и завода почти не было потребителей, да не было и необходимости их искать. После введения в действие Киотского протокола, ограничивающего вредные выбросы в атмосферу, эстонцы решили, что использовать топливо традиционного поставщика из Ленобласти невыгодно.<br>Впрочем, возможно, эстонская сторона просто шантажирует российских партнеров. Как уже писал "Деловой Петербург", эстонские энергетики ставят условием продолжения закупок топлива в Ленобласти совместное пользование принадлежащей России гидроэлектростанцией на реке Нарва, что позволило бы Эстонии решить проблему энергетического резерва, который она вынуждена сейчас закупать в Латвии. "В нынешнем положении Россия больше заинтересована в сотрудничестве, чем Эстония – им надо решать социальную проблему в Сланцах", – это заявление Хейдо Витсура, советника министра экономики и коммуникаций Эстонии Эдгара Сависаара, публиковал информационный портал DELFI.<br><br><b>Отключим газ! </b><br>России тоже есть чем пригрозить Эстонии. Сопредельная республика очень рассчитывает зарабатывать на транзите российских грузов. Однако нынешняя переправа через реку Нарва подошла к пределу износа и не справляется с транспортным потоком.<br>Например, 3 февраля 2006 г. DP.RU сообщал о грандиозной автомобильной пробке на российско-эстонской границе в Нарве. В очереди для проезда в Ивангород (Ленобласть) автоперевозчики стояли по двое суток. <br>Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас заявил послу Эстонии в РФ Марине Кальюранд, что шахтеры "Ленинградсланца" планируют провести акции по перекрытию железнодорожного и автомобильного сообщения между Эстонией и Россией. Между тем ни руководство "Ленинградсланца", ни местный профсоюз угольной промышленности не имеют отношения к организации этих акций. Генеральный директор "Ленинградсланца" Григорий Фрайман заявил, что ему известно о существовании организационного комитета, планирующего данные акции, но при этом он не знает, кто этот комитет возглавляет и сколько шахтеров в него входит. Григорий Двас, ссылаясь на Министерство иностранных дел России, пообещал эстонскому послу, что, пока "сланцевый вопрос" не будет решен, Эстония не получит согласия России на постройку второго моста через реку Нарву. По словам областного вице-губернатора, Министерству транспорта РФ запрещено подписывать какие-либо документы, связанные со строительством нового моста.<br><br><b>Планы возрождения</b><br>Тем временем областное правительство придумывает потребителей для сланцевых предприятий. Самый масштабный проект – создание вокруг них промышленной зоны.<br>Планируется, что под размещение новых производств будет выделено 800 га в северо-восточной части города. Вблизи участка находятся все необходимые коммуникации, железная и автомобильная дороги. ОАО "Группа ЛСР" в декабре 2005 г. получила лицензию на разработку месторождения известняка в этом районе и уже осенью планирует начать строительство цементного завода.
Как рассказал генеральный директор "Ленинградсланца" Григорий Фрайман, в перспективе промышленная зона в Сланцах может стать эффективным безотходным производством полного цикла. При условии развития всего комплекса сланцевые шахты его предприятия смогут вернуться к нормальным объемам добычи, ОАО "Завод "Сланцы" будет перерабатывать топливо в сланцевое масло, а выделяемая при его производстве тепловая энергия сможет обеспечивать три электрических энергоблока мощностью 15 МВт, которые будут обеспечивать промзону. Кроме того, отходы переработки сланцев будут востребованы на цементных заводах. Один из них, ОАО "Цесла" (входит в группу "Русский цемент"), уже работает.
<b>Предприятие исчезнет вместе с работниками</b>
Однако все эти планы рухнут, если после массовых увольнений работники сланцевских градообразующих предприятий уедут в поисках заработка. Уже сейчас предприятие испытывает проблемы, связанные с уходом работников, многие из которых являются акционерами предприятия. Генеральный директор "Ленинградсланца", депутат Законодательного собрания Ленобласти Григорий Фрайман видит решение проблем предприятия в национализации компании, которая должна привести к получению "Ленинградсланцем" средств из федерального бюджета.
Руководство АО "Ленинградсланец" проводит переговоры с миноритарными акционерами компании, предлагая им вернуть акции для последующей передачи в федеральную собственность. Миноритариям предлагается сдать акции бесплатно, поскольку они в настоящий момент "ничего не стоят", а для спасения предприятия их передача в федеральную собственность необходима.
Но 40% акций компании находятся в собственности более чем у 4 тыс. человек, многие из которых уже покинули и предприятие, и город Сланцы.