Площадь Восстания "прогнется" под царем

"Это новая игрушка для российского холопа: был Царь-колокол, Царь-пушка, а теперь еще – Царь-жопа!" С памятником Александру III вернется не только вид площади Восстания, но и политфольклор на власть.

Памятник царю Александру III работы Паоло Трубецкого вернется на площадь Восстания перед Московским вокзалом. А стелу городу-герою Ленинграду, которая сегодня венчает площадь, перенесут на площадь Мужества. Изменения, по словам главного архитектора Петербурга Александра Викторова, связаны со строительством торгового комплекса под площадью Восстания. Это не первая попытка вернуть императора из сада Мраморного дворца на площадь, однако именно включение работы по переносу памятников в структуру мощного инвестиционного проекта делает шансы скульптурно-исторического реванша высокими как никогда. Возвращение на исконное место является одним из лучших способов отметить столетие со дня открытия монумента Александру III.<br><br><b>Подземный город</b><br>Как уже сообщал DP.RU, <a href="http://www.dp.ru/materials/76081" target="_blank">ООО "Открытые инвестиции" ("дочка" холдинга "Интеррос" Владимира Потанина) построит под площадью Восстания паркинг и торговый центр.</a> <br>Компания уже получила разрешение Смольного на проведение изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства.<br>После реконструкции внешний вид площади Восстания в Петербурге "практически не изменится". Об этом сообщил глава компании ООО "Открытые инвестиции – Санкт-Петербург" Сергей Трубин. "Присутствие под площадью подземного комплекса будет выдавать лишь подсвеченный стеклянный купол в центре площади, а строительство подземных пешеходных переходов позволит существенно улучшить организацию дорожного движения в районе площади Восстания", – сообщили в компании.<br>Предполагается, что инвестиции в проект составят не менее $200 млн. <br><br><b>Невский насквозь</b><br>Как рассказал Сергей Трубин, генеральный директор ООО "Открытые инвестиции – Санкт-Петербург ", созданного специально для выхода на петербургский рынок коммерческой недвижимости, под площадью построят пешеходные переходы, подземный паркинг, двухуровневый торговый комплекс. За пределами площади Восстания подземная территория комплекса "Открытых инвестиций" будет расширена до Лиговского, а также Невского (до улицы Восстания) проспектов. Углубиться под землю "Открытые инвестиции" предполагают не более чем на 10 метров (два этажа по 3,5 м плюс конструкции под поверхностью площади). Глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что проект не представляет опасности для площади Восстания как предмета градостроительной охраны.<br>Ожидается, что реализация проекта увеличит пропускную способность Лиговского и Невского проспектов за счет оптимизации движения транспорта в районе Московского вокзала, площади Восстания и прилегающих к ней улиц. В то же время, по мнению специалистов Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, на стоимость проекта существенно повлияет то, что в центре Петербурга нет свободных мощностей, и для строительства подземного центра необходимо строить понижающую электроподстанцию 110/10 кВ (она обойдется в 1 млрд рублей).<br><br><b>Комод, бегемот, обормот</b><br>Место для монумента – на Знаменской площади перед Николаевским вокзалом (ныне площадь Восстания перед Московским вокзалом) – было выбрано не случайно. Александр III – основатель Транссибирской магистрали (сын-наследник стал председателем Комитета по строительству). Тулуп и высокая шапка, необычные для парадного портрета, были форменной одеждой железнодорожного кондуктора в дореволюционной России. Торжественное открытие состоялось 23 мая 1909 года. <br>Художественная ценность памятника и, в связи с ней, культурная необходимость возвращения монумента на площадь Восстания являются предметом не только научных споров. Народное творчество конной статуе и его герою вынесло свой приговор почти целый век назад. Именно изваяние, созданное скульптором Павлом (Паоло) Трубецким, подразумевается в загадке: "На площади комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот". <br>Как часто случается при устном бытовании, окончание стишка потерялось: "На обормоте шапочка, какого дурака это папочка?"<br>Есть и другой вариант загадки: "На площади комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот, на обормоте – шапка, на шапке – крест. Кто угадает – того под арест". Однако апофеозом народного творчества стала, пожалуй, частушка, родившаяся в начале ХХ века: "Это новая игрушка для российского холопа: был Царь-колокол, Царь-пушка, а теперь еще – Царь-жопа!"