18:2516 февраля 200618:25
8просмотров
18:2516 февраля 2006
Есть ли в вашей компании корпоративная культура? Если в фирме трудится хоть один человек, то эта культура в наличии. И ее сложность не зависит от количества сотрудников.
Почему это так? Корпоративная культура – это набор моделей поведения. В него входит, кроме стиля разговора, стиля одежды, корпоративных вечеринок, еще один, гораздо более важный компонент. Это, если можно так выразиться, набор правил для самого себя.<br>Почему человек вовремя приходит на работу? Носит "корпоративные" цвета? Потому, что он заключил с собой договор на этот предмет. Дело тут не в том, что за это ему полагается премия или не полагается штраф. Человеку может быть противна сама мысль о том, что "компания", этот "надчеловеческий организм" следит за его действиями и оценивает их. Даже материально и благоприятно для человека. Если он не установил сам для себя, что приходить надо вовремя, то премия не поможет. Полгода – и резюме этого сотрудника есть у всех кадровых агентств. И ни одного опоздания в послужном списке. <br><br>Сближают ли людей корпоративные вечеринки? Даже спросим шире – корпоративные мероприятия. Это сложный вопрос. Что значит "сближают"? Наверное, имеется в виду улучшение взаимопонимания и взаимного доверия. Как ни странно, чем больше всяких разных "недостойных высокого звания сотрудника нашей компании" действий было отмечено на вечеринке (падения в мангал, угон автобусов подвозки, пробуждение не в своих номерах), тем позитивнее будет эффект. Такова специфика совместного преодоления сложных ситуаций. Оттого сейчас становятся модными "тим билдинги" типа командного сплава по реке или похода в горы. <br><br>Так, кстати, думают менеджеры по персоналу, директора "по человеческим ресурсам". Они думают НЕПРАВИЛЬНО. Сотрудники могут участвовать во всех этих увеселениях и ни на йоту не проникнуться командным духом. "Отжигать" на вечеринках, но в офисе общаться посредством укороченного до "здрасте" приветствия. Почему?<br>Значит, человек (и, видимо, не один, если таких примеров в компании достаточно) заключил сам с собой договор примерно такого содержания: я работаю в данной компании с этими людьми; чтобы добиться в компании наибольшего для себя результата, я буду вежлив со всеми, никому не откажу в помощи; буду работать и развиваться. Казалось бы, чего больше? Кстати, такие сотрудники могут "отжигать" на вечеринках компании – это их "отдушина". Но для фирмы они лишь пассажиры, которых она подвозит до нужного им места.<br><br>Поэтому внешняя сторона корпоративной культуры не важна. Ну, не очень важна. Важно то, какой "договор с самим собой" заключает сотрудник при приходе в компанию. "Получить 2 года опыта и убраться в другую компанию на должность повыше"? "Стать коммерческим директором"? "Заработать на квартиру"?<br>Из этого рассуждения следуют два вывода. Первый – нанимая на работу, вы предоставляете человеку место для саморазвития, в нагрузку передавая ему часть работы, полезной для компании. Чем лучше вы поймете, о чем ваш новый сотрудник договорился сам с собой, тем полезнее он для вашей компании. Второй вывод скорее является другой стороной первого. На самом деле, сотрудники сами себя нанимают. Для достижения своих целей (они получают строчку в резюме, зарплату, питание в "генеральской столовой" – может быть что угодно) они платят своим временем и усилиями (я стану художником, только придется отсиживать по 40 часов в неделю 3 года в этом дурацком офисе, чтобы заработать на это).<br>Не следует излишне рассчитывать на усилия сотрудников – они будут направлены на реализацию своих задач. Совпадают задачи с его задачами в фирме – отлично. Нет – задачи фирмы будут делаться потом, "в виде общественной нагрузки".<br><br><br><b>Гальперин Сергей<br>Специалист по бизнес-процессам<br>Группа компаний "ТЕЛЕКО"</b>