Школа держится на пенсионерах

Как можно обидеть учителей, отдавших школе всю свою жизнь, лучше всех показал на днях министр образования России Андрей Фурсенко.

В одном из материалов "Комсомольской правды" под названием "Вон из класса" он посоветовал учителям, которые отдали советской и потом российской школе лучшие годы жизни, освободить места для молодых и перейти на должности воспитателей в детские сады и службы опеки. Ничего, конечно, плохого в службах опеки нет, но слова эти из уст министра, которому вверено образование, звучат оскорбительно: сначала учителей старшего поколения лишили достойной пенсии, а теперь – "вон из класса".<br> <br>Подоплека у этой инициативы, на мой взгляд, чисто экономическая. Система оплаты в школе устроена так, что, чтобы учитель получал сносную зарплату, у него должен быть солидный стаж. Таким образом министр хочет заменить одного учителя с большой зарплатой на двух-трех учителей с маленькой зарплатой. Расчеты министра, что молодые учителя хлынут в школу на освободившиеся вакансии, не оправдаются. Администрация школ регулярно предлагает молодым учителям повышенные нагрузки с тем, чтобы они могли заработать, но они предпочитают искать приработок на стороне и нередко, найдя искомое, пишут заявление об уходе прямо посреди учебного года. <br>Тем не менее, министр хочет, чтобы в школу пришли красивые, обаятельные девушки "с инновационными методами". Но педагогам, попавшим в школу после вуза, полагается всего 5–7 тыс. рублей. Попробуйте на эти деньги жить, даже если вы молодая девушка. Родители учеников будут спокойны за образование своих детей тогда, когда учитель не будет думать, как ему дотянуть до зарплаты. Есть устоявшееся мнение, что там, где не платят денег, работа не квалифицированная. Именно это мнение формирует отношение к работе в школе. Считается, что если молодой учитель, например, иностранного языка, пошел в школу, значит, он неудачник. <br>Следующее – в школе нужны учителя-мужчины. Выпускники педвузов мужского пола уходят куда угодно – в бизнес, торговать компьютерами, дизайнерами мебели. Таким образом, дети растут исключительно в окружении преподавателей-женщин. Дома – все чаще матери-одиночки и бабушки. Многие ученики таким образом почти нигде не встречаются с мужчинами. Практически нет пап, а иногда уже и мам. Это, конечно, отражается на их поведенческой модели в будущем. <br><br>Хотелось бы заметить и такую особенность – молодые учителя если и приходят в школу, то… сразу начинают болеть. Один раз чихнут и берут больничный. А чем они заняты, пока болеют? Добычей денег, частными уроками, переводами, репетиторством, написанием дипломов – чем угодно, только не своим прямым делом. А старая гвардия, например, в нашей гимназии практически старается не болеть. <br><br>Быть министром, который не знает проблем и нужд образования, стыдно. Знаком ли министр с тем, что сегодня происходит соревнование учебников, которое вносит бесконечную путаницу в головы учеников и учителей, а прибыль при этом получают только типографии и "бумагодатели". Лучше бы министр занялся выпуском единых учебников, которых давно ждут, вернул в школу трудовое обучение да ввел ставку классной дамы и платил бы за это нормальную зарплату. Тогда родители и учителя сказали бы ему спасибо. А сейчас за классное руководство доплачивают всего 1 тыс. рублей в месяц. <br><br><b>Михаил Маховер, учитель математики 11-й гуманитарной гимназии, заслуженный учитель России, четырежды лауреат фонда Сороса</b>