Бороться с работодателем нужно его же оружием

Собеседование часто воспринимается как допрос или пытка кандидата. Однако в ваших силах заставить помучаться работодателя.

Существуют две-три наиболее распространенных стратегических ошибки, которые мы сами склонны совершать, приходя на собеседование. Именно эти ошибки и создают нам стартовую условия для дальнейшего проигрыша, а нашим потенциальным работодателям – простор для манипулирования.<br><br><b>Ошибка номер один</b><br>Я должен добиться того, чтобы меня приняли именно в эту компанию<br>Обычно, устав от беготни по собеседованиям, или имея ограниченный ресурс времени (или средств), человек видит более-менее подходящую компанию, и решает, что это-то и есть его "главный и единственный" шанс. В результате он перестает ходить по собеседованиям, рекламировать себя и интересоваться другими предложениями, и если переговоры срываются, то он оказывается в еще более худшем состоянии, чем ранее. А если работодатели учуют запах горелой кожи на прижигаемых обстоятельствами пятках потенциального сотрудника, – то скажите, кто из них не воспользуется ситуацией, чтобы сбить цену и выиграть на условиях?<br>Но даже если вы тщательно все проанализировали и объективно решили, что это место – для вас самое лучшее… вы все равно делаете ошибку, решая, что "я должен добиться того, чтобы меня приняли именно сюда". <br>Во-первых, в подобном случае тоже неплохо иметь пару-тройку вариантов в запасе, а если их нет, то продолжать поиски. И делать это иногда необходимо не только до момента устройства на работу, но и еще два-три месяца на рабочем месте, дабы подстраховаться на случай неожиданного увольнения (а в том случае, если вы работаете без контракта, это правило становится обязательным).<br>Во-вторых (и это самое главное), существует очень важный психологический момент: делая ставку только на выигрыш (достижение цели, получение работы и пр.), причем частенько "во что бы то ни стало", человек часто не дает себе возможности проиграть (не достичь цели, не получить работу), а это – верный шаг к проигрышу. Важнейшим условием успешного поведения в любой игре является согласие участника игры как выиграть, так и проиграть.<br><br><b>Ошибка номер два</b><br>Меня будут спрашивать. Я должен хорошо и правильно отвечать<br>На собеседовании не решается вопрос о том, снизойдут ли боги до того, чтобы принять вас в свой сонм или нет. Здесь решается всего лишь: <br>а) подходите ли вы этой компании и на эту должность;<br>б) подходит ли эта компания и эта должность вам. <br>И если пункт "а" успешно выполняется, то о пункте "б" очень и очень стоит позаботиться именно вам. Потому что не только вас выбирают, но и вы сами тоже выбираете. Выбираете место, где можете проработать годы. Согласитесь, очень неприятно часто менять работу. И тем более неприятно, если это происходит из-за того, что вы сами ошиблись в выборе. Поэтому вторая ошибка – это боязнь спрашивать, боязнь интересоваться. Это второй камень на могилу вашей потенциальной карьеры.<br>В таком активном поведении, настроенности на то, чтобы быть тем, кто выбирает работу для себя, а не тем, кого отбирают, как какой-то товар, есть несколько дополнительных выгод, очень существенных для вас.<br>Во-первых, это поможет значительно уменьшить мандраж во время самого собеседования. <br>Во-вторых, это позволит вам контролировать ход, заполнять паузы и слегка сбивать спесь с некоторых доморощенных рекрутеров. <br>И в-третьих, это неплохой тест: если работодатель негативно реагирует на то, что вы задаете вопросы о фирме и предстоящем месте работы, даю гарантию – в 90% случаев дело нечисто, на вас пытаются нажиться.<br><br><b>Ошибка номер три</b><br>Однажды я чуть не умер от хохота, когда прочитал в какой-то очень авторитетной газете, что во время собеседования часто бывает не принято говорить о зарплате... Если уж такая точка зрения культивируется со страниц авторитетных изданий, то что говорить о нас, простых смертных, которым безденежье наступает на пятки и работа нужна позарез?!<br>Но если вы разделяете это убеждение, это может быть по двум причинам:<br>а) вы – работодатель,<br>б) вы – дурак.<br><br><br><b>Александр Сорокоумов, <br>бизнес-тренер, специалист по организационному развитию</b>