Менеджмент преодолевает американизмы

Время консультантов, не имеющих представления о том, как созданный их творческими усилиями продукт включен в мировой процесс, заканчивается.

Интервью с руководителем издательства «Духовное познание» Николаем Банзелюком.<br><br><i>- По каким критериям Вы отбираете авторов и книги для их публикации?</i><br>- У меня как консультанта и руководителя издательства свой подход. Как консультант, я смотрю на бизнес не только как на то место, где что-то производится, чтобы быть проданным, и где консультант нужен, чтобы помогать собственнику налаживать и совершенствовать процессы производства и сбыта. Я смотрю на бизнес так же как на место, где становится видимым и осязаемым важнейший космический процесс, как на ДЕЛО, которое строит человек и которое, в свою очередь, строит человека. По сути, ДЕЛО нужно нам, чтобы развиваться самому и способствовать в этом другим. Все остальное – производное, продукт второстепенный. Пока что такой подход нельзя назвать общепринятым. Бизнес понимают, в первую очередь, как делание денег: чем больше, тем лучше бизнес. Поэтому бизнесменов сегодня миллионы – предпринимателей, предприимчивых духом, предпринимающих из духа, действительно предпринимающих из духа, из познания духовных основ жизни, единицы. У очень многих есть свой бизнес, у единиц есть свое ДЕЛО, как ДЕЛАНЬЕ себя и соучастие в деланье других.<br>Исходя из этого, я и выбираю, что издавать. Все книги представителей известных немецких, австрийских и голландских школ консультирования и менеджмента, где к человеку и его роли в организации и ведении бизнеса подход другой, нежели у подавляющего числа представителей менеджмента американского.<br>Эти книги - документальное свидетельство того, что современный человек рубежа двух тысячелетий видит себя самого и свою задачу в мире иначе, чем его предшественники, которые и закладывали основы тех форм предприятий и моделей управления, в которых приходится жить и действовать современному уже сильно изменившемуся человеку. По этим книгам видно не только, что человек изменился, но по ним отчетливо можно видеть, в чем он изменился. Это, прежде всего, нежелание делить жизнь на работу и не работу, нежелание работать только ради денег, нежелание видеть в земле только мертвое тело, источник ресурсов для развития бизнеса, нежелание следовать узко материалистическому видению мира и т.д. <br>Все эти НЕ в сумме дают ДА, да - стремлению современного человека к цельному мировоззрению, к цельному образу жизни. <br>На смену менеджменту, продиктованному производственными необходимостями, постепенно приходит, менеджмент, основанный на знании природы человека в ее полноте и цельности. Это новое знание о человеке как существе трехчленном, состоящем из тела, души и духа, само по себе тоже уже стало своего рода производственной, а было бы правильней сказать, жизненной необходимостью, условием нашего выживания. Иначе нам из того тупика, в который завел нас менеджмент прагматический, по преимуществу, американский, ставящий высшей целью материальную прибыль и победу в конкурентной борьбе, не выбраться. Из этого нового менеджмента, основанного на духовно-научном познании природы человека и его мировых взаимосвязей, будут заново выстроены не только все производственные процессы, но перестроена вся земная жизнь. Она обретет новые основания, новые принципы. <br><br><i>- В чем сила этого менеджмента?</i><br> - В том, что он основывается на познании самого основного, но до сих пор еще и самого не исследованного и не востребованного ресурса всего земного бытия: самого человека. До сих пор человек менеджментом по существу только эксплуатировался, по принципу, «сделай то, получишь это», теперь он должен менеджментом познаваться и служить источником живой воды, из которого менеджмент будет получать силу развития и обновления для всех сфер деятельности человека.<br>Это самая глобальная перемена, которой отмечен рубеж веков и тысячелетий. Конечно, эту перемену ощущают и замечают далеко не все. Она не шагает молниеносно и победоносно по планете, как прошагали уже и прошагают еще десятки и сотни модных теорий и практик менеджмента, охватывающих человечество время от времени наподобие эпидемий. Она пробивается с трудом, но это только доказывает фундаментальность и глубинность того, что эта перемена с собой несет. <i>- Ваше мнение по поводу того, что сегодня мы наблюдаем засилье литературы, посвященной американскому менеджменту.</i> - Если мы хотим развиваться и быть успешными и в мировом контексте, мы должны этот менеджмент знать. Не зная худшего, не создашь лучшее. Но очень важно следующее: мы не должны позволить внушить нам, что этот менеджмент единственный, что он самый успешный, самый современный, что он безальтернативен. К сожалению, это сегодня в России происходит. Этот менеджмент именно так к нам и приходит, как высшее достижение человеческой цивилизации. Если мы этому поддадимся, то можем оказаться в еще худшем застое, чем в эпоху казарменного социализма. Потому что это менеджмент-дарвинизм, это двойник учения о классовой борьбе, он всецело нацелен на победу над конкурентом, на достижение материальных результатов, которые якобы являются основой всего (были бы деньги, остальное купим), но на самом деле он ведет в ту же казарму, только с теплым туалетом, видео и компьютером. Человек в этом менеджменте производственный ресурс, рабсила, не более. Этот менеджмент знает только земного человека и формирует только такого человека, потому что только такой ему нужен. И если этот менеджмент интересуется чем-то в человеке, психикой, привычками, вкусами, образованностью и т.п., то только в той мере, в какой это можно использовать для повышения эффективности использования этого ресурса. Сравните это со школой менеджмента и консультирования Бернарда Ливехуда, врача и лечебного педагога, основного нашего автора. Основываясь на духовной науке Рудольфа Штайнера и собственном опыте, Ливехуд создал учение о развитии организации как живого организма. Тем самым в середине прошлого века он совершил важный переход от понимания организации как системы к переживанию ее как живого организма, развивающегося по тем же законам, что и трехчленный организм человека. Когда он начинал, он хотел назвать свое направление социальной экологией. Но коллеги - Ливехуд был тогда профессором технического университета в Роттердаме - отговорили его: тебя засмеют, ну что такое социальная экология, где ты такое видел… Или сравните это с теми выводами, к которым пришел, к примеру, консультант с 30-летним опытом работы с ведущими фирмами Европы и Америки, Хельмут Гайсельхарт. Он говорит, что предприятие в 21 веке должно стать самообучающимся организмом, и что это напрямую будет связано с развитием личности человека, который станет видимой и уже не оспариваемой основой существования и развития предприятия. Не в смысле «кадры решают все», что всегда значило, «профессионалы решают все», а в смысле, что человек, качество его душевной жизни и его духовных устремлений, есть основа предприятия или организации, определяющий не только климат предприятия (это ему всегда вменялось в обязанность), но и его структуру, его формы, его политику, его дух. Думаю, вы ощутите разницу. Сегодня из трех, выработанных человечеством уровней обучения, single-loop learning, double-loop learning и deutero-learning, наступает время третьего, самого высокого (одновременно и самого глубокого) уровня: дойтеро-лёнинг. Это уровень обучения, при котором процесс обучения сам становится темой обучения, затрагивая при этом самую сердцевину личности обучаемого, его Я, которое и дает смысл и направление всему обучению человека, а через него смысл и направленность деятельности предприятия или организации. <i>- Каково, по-Вашему, будущее консультирования? К чему оно идет и с чем это связано?</i> - Задача современного консультирования, тем более в России, преодоление американизма в менеджменте. Этого не осуществить, не преодолев американизм-дарвинизм в отношении к жизни вообще. Для этого консультант должен обладать знаниями, значительно превышающими его узко понимаемые профессиональные задачи. Это прежде всего знания о духовных основах жизни, о трехчленном строении социального организма, основанном на познании трехчленной природы человека, о включенности земных процессов в процессы космические. Консультант или менеджер учит или, правильнее говорить, помогает не только своими абстрактными измеримыми числом, в том числе и гонораром, количественными знаниями, но не в меньшей степени тем, в какого качества процессе развития он сам, как развивающаяся индивидуальность, находится. Включенность в прогрессивный, соответствующий Духу времени процесс развития, качество и направленность этого развития, являются решающими факторами. Именно они являются ключом к душе клиента, точнее, к той ее сокровенной половине, где живут вечные идеалы, которые стремятся быть реализованными в земном бытии. Человек поставлен между небом и землей, между духом и материей, отсюда двойственность его природы. Эту двойственность образно выразил Гете: Ах, две души живут в груди моей, Друг другу чуждые, и жаждут разделенья. Из них одной мила земля, И здесь ей любо, в этом мире, Другой – небесные поля, где духи носятся в эфире. Так вот, та часть души, которой «любо в этом мире» реализовала себя в процессе эволюции с избытком, следствием этой однобокости является современное состояние предпринимательства, в том числе и американский менеджмент – триумф Человекобога. Но ведь есть и Богочеловек, есть и вторая часть души, где «небесные поля, где духи носятся в эфире», и как раз в этом уголке души таятся те силы, те подлинно Богочеловеческие качества, которые как раз и способны победить американизм в жизнеощущении, в том числе и в менеджменте. Так вот, если самому консультанту такие переживания доступны, если процесс его внутреннего развития включен в здоровый процесс развития мира, то консультант тем самым имеет возможность помочь своему клиенту подключиться к эволюции, другими словами, активизировать эти невостребованные и до сих пор не допускаемые в производственный процесс силы человеческой души. Потому что назначение человека - не бесконечное накопление материальных благ и наслаждение ими, а преодоление и одухотворение материального мира. Этого хочет мировая эволюция. И эту задачу должно учиться решать и консультирование. Если же сам консультант в такое развитие не включен, то и клиента он подключить не сможет, а это значит, что с главной своей задачей (точнее даже будет сказать, миссией) консультант не справился. Время консультантов и менеджеров, которые не хотят иметь представления о том, как производимый в результате их творческих усилий продукт, да и сам процесс производства, включены в мировой процесс, и не хотят нести за это ответственность, заканчивается.