11:1316 января 200611:13
6просмотров
11:1316 января 2006
Рост рождаемости 2004 года не продолжился в 2005. Но разводов все меньше, а новых семей - больше. Под «бэби-бум» уже верстают бизнес-планы. Планам и семьям не жить без иммигрантов-строителей.
Растущая в Петербурге популярность семейной жизни позволяет строить планы на петербургских детей, причем не только их родителям.<br><br><b>Очень большой торт</b><br>Активнее всех ставят ребенка в центр своих бизнес-планов розничные сети. <br>Объемы рынка детских товаров в России оцениваются в $7 млрд. И Петербург вполне может рассчитывать не менее чем на десятую часть этого пирога. От магазинов, предназначенных для родителей, ждут рентабельность на уровне 40%. Это в 4-7 раз лучше, чем, например, в торговле бытовой техникой. <br><br><b>Не только торговцы</b><br>Эксплуатировать семейные тенденции помимо магазинов начинают заведения общепита. Детское меню и воскресный детский уголок завел даже самый мужской ресторан Петербурга «Тинькофф». Отмечая этот факт, «Деловой Петербург» прогнозировал такие же действия других мест, где можно поесть. Бизнес-идея простая, - семья тратит больше денег, чем одинокий клиент. <br><br><b>Детский полигон</b><br>Всё более популярным способом внутридворового благоустройства становится строительство детских площадок. Заказ на обустройство одной детской площадки может принести исполнителю до нескольких миллионов рублей. <br>Пока первую скрипку в создании спроса на этом рынке играют муниципальные образования, и строительные компании. Первым полагается осваивать соответствующую статью расходов в своих бюджетах, вторые обязаны привести в ухоженный вид территории, прилегающие к новым домам. Это дает повод некоторым специалистам считать, что объем рынка детских площадок и демографическая ситуация в Петербурге никак не связаны. "На спрос на детские площадки влияет финансовое состояние города, а не рождаемость, и зависит от муниципальных бюджетов, а не от детей» - уверен Александр Кузнецов, генеральный директор ОАО "Ксил". <br>Но постепенно у строителей полигонов для ребячьих игр появляется новый заказчик – товарищества собственников жилья. Заказ от ТСЖ появляется как раз в то время, когда среди его членов достаточно родителей или тех, кто ждет ребенка, - эти люди готовы включать расходы на строительство детской площадки в квитанции по квартплате.<br><br><b>На детях не экономят </b><br>Предпринимателей разных сфер бизнеса все больше интересует не кошелек отдельного клиента, а целый семейный бюджет, который концентрируется вокруг ребенка, стоит тому заявить о себе. Свидетельством интереса является постоянное развитие выставки «Планета Детства». Выставка постоянно наращивала число участников и перечень представленных ими городов, стран и сфер бизнеса. Площадь экспозиции выросла в семь раз за 4 года и составила в 2005 году 3,5 тыс. м2, почти два гипермаркета. Примечательно, что выставочное объединение «Ленэкспо» организовало «Планету Детства» в 2000 году, когда петербургская демография никаких надежд не подавала. Конечно те, кто зарабатывает на детских нуждах, зависимы от демографии. И все же основа их бизнес-планов в том, что на детях родители обычно не экономят.<br><br><b>Жить негде, стоить некому</b><br>На рынок жилья в Петербурге демографические процессы, по идее, должны оказывать более прямое влияние, чем на сферу торговли и услуг. Едва ли не каждой новой семье нужна новая квартира, особенно если в этой семье хотят завести ребенка. Для детей родители, конечно, денег не пожалеют, тем более, что, почти не отходя от кассы какого-нибудь гипермаркета, можно получить кредит на любую покупку. На квартиру же большинству семей собственных средств не хватает, и банки вовсе не готовы поднять платежеспособный спрос на рынке жилья, также, как они сделали это на потребительском рынке. <br>Детей не заводят, прежде всего, потому, что нет собственного постоянного жилья, с местом для растущего ребенка. Много дешевого жилья можно построить только большим количеством дешевой рабочей силы. Петербуржцы на это не годятся. Дешево трудиться не желают, большим количеством похвастать не могут, - вымирает почему-то именно трудоспособное население. Комитет по здравоохранению городского правительства прогнозирует, что 29% петербуржцев превысят пенсионный возраст к 2010 г.
<b>Китайские черты</b>
Cтроительным фирмам остается рассчитывать на гастарбайтеров. Очень кстати в этой ситуации эксперимент по легализации незаконных трудовых мигрантов, начатый Федеральной миграционной службой с приходом нового руководителя Константина Ромодановского. До сих пор на стройках Петербурга трудились в основном выходцы из стран СНГ.
2006 год может ознаменоваться массовой китайской интервенцией на рынок строительной рабочей силы. Как уже отмечал DP.RU, между Китаем и Россией действует соглашение о безвизовых групповых туристических поездках граждан. Основным применением соглашения о безвизовых поездках оказывалось зачастую обеспечение "челночной" торговли и въезда нелегальной рабочей силы. По оценке Федерального Агентства по туризму, не более 200 тысяч человек из примерно 800 тыс. граждан Китая, посетивших Россию в 2005 году, преследовали туристические цели. В 2006 году, по мнению заместителя руководителя Ростуризма Натэлы Шенгелия, потоку въезжающих в Россию китайцев может увеличиться еще на миллион человек. Самое прямое отношение к Петербургу эти данные стали иметь с запуском проекта «Балтийская жемчужина», широко известного в народе как «китайский квартал». Как известно, у китайцев с рождаемостью все в порядке, поэтому у среднестатистического петербуржца могут появиться китайские черты.