Большой порт Петербурга переедет в Ломоносов

Администрации Петербурга очень хочется построить еще один порт. По мнению Смольного, Бронка-Ломоносов может не только составить конкуренцию Таллиннскому терминалу, но и стать местным "бизнес-сити".

ЗАО «Петербургский НИПИГрад» завершило первый этап разработки «Концепции развития зоны Бронка - Ломоносов как транспортно-логистического узла на базе создания нового морского грузового района Большого Порта Санкт-Петербург". <br>Документ составлен Комитетом по транспортно-транзитной политике Правительства Петербурга. Председатель комитета Андрей Карпов считает заказ концепции первой попыткой не просто спроектировать порт, а комплексно развить целую территорию на основе порта. <br><br><b>Разведка боем</b><br>Продукт, созданный НИПИГрадом – пока не концепция, а ее набросок. Документ создали менее чем за месяц – итоги конкурса на разработку концепции подвели 1 декабря. К концу года, согласно условиям конкурса, требовалось завершить исследование возможностей создания концепции. Руководитель проекта, директор Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования НИПИГрада Михаил Петрович назвал целью исследования определение списка имеющихся условий для развития транспортно-логистического узла, проблем, требующих решения, и действий по дальнейшей разработке концепции.<br>Из пояснения Михаила Петровича следует, что проблемы являются прямым продолжением условий, способствующих комплексному развитию зоны Бронка–Ломоносов, и наоборот, проблемы можно превратить в преимущества.<br><br><b>Дороги и подходы</b><br>В районе довольно много транспортных подходов: есть железная дорога, автомобильная дорога А-120, известная как «областная бетонка», строится КАД, имеется удобная акватория и береговая линия. Однако сами объекты требуют развития. Достаточные для подхода судов к причалам глубины и каналы для прохода судов еще предстоит создать. Областную бетонку необходимо модернизировать. <br>КАД подойдет к Бронке только в 2012 году. Усиления требует и железнодорожная сеть, для чего в Генплане Петербурга зарезервирована территория под постройку ветки от станции Лигово. Развитие территории, примыкающей к множеству транспортных объектов федерального значения, по мнению Михаила Петровича, неизбежно требует организации государственно-частного партнерства. <br><br><b>Согласования</b><br>Перед городской властью стоит задача зонирования территории не только собственно под порт, но и под тыловые объекты, от комплексов для обработки грузов до полноценных бизнес-центров и конгресс-зала.<br>Отдельную сложность представляет увязывание развития транспортной специализации территории с интересами охраны памятников федерального значения, а так же охраняемых природных зон и объектов Министерства обороны. Один из первых частных портовых проектов на этой территории немедленно вошел в противоречие и с Генпланом Петербурга и охранными режимами. Битумный терминал (ООО «Нинас-Балтик») предполагается строить на территории, которая в Генплане обозначена как рекреационная зона и вплотную примыкает к памятнику федерального значения «Морской канал». У этих сложностей, по словам Михаила Петровича, есть оборотная сторона. Соседство с военными не только вынуждает проходить дополнительные согласования, но и дает резервы развития. Особо ценным резервом считается инфраструктура Ленинградской Военно-морской базы в Ломоносовской гавани.<br><br><b>Не ограничиваясь памятниками</b><br>Наличие памятников позволяет не ограничиваться созданием технологической среды и поможет сформировать особую деловую среду. Специалисты НИПИГрада считают целесообразным создание в зоне Бронка-Ломоносов, выставочных и исследовательских комплексов транспортной и водной направленности. Особую ценность для этих целей, по мнению Михаила Петровича, представляет человеческий потенциал кадровых военных, которых довольно много среди жителей прилегающих территорий. Одним из первых научных и демонстрационных объектов могла бы стать научная модель-макет для изучения процессов протекающих к Невской губе, подобная той, которую создали при проектировании дамбы. По словам Михаила Петровича, модель нужна для строгого исследования возможных последствия воздействий на окружающую среду при создании грузового района порта. <b>Не конкуренция, а дополнение</b> Основной задачей проектировщиков зоны Бронка-Ломоносов в 2006 году в НИПИГраде считают определение конкурентных параметров нового района порта. По словам Михаила Петровича, что уже ясна основная специализация нового района порта – контейнерные грузы. Понятно, что основным конкурентом Бронки-Ломоносова является порт Мууга (Таллинн). Однако специалисты НИПИГрада рассчитывают построить конкурентоспособность нового порта не на перетягивании грузопотоков из Таллиннского порта, а на занятии отдельного сектора, который позволил бы Бронке-Ломоносову дополнять возможности действующих балтийских портов.