Мастер и Маргарита обошлись без рекламной паузы

С обсуждения с коллегами первых двух серий «Мастера и Маргариты» многие начали сегодня рабочий день. Смотреть телевизионные сериалы снова не стыдно.

Этой премьеры ждали с нетерпением, поэтому активная рекламная кампания, развернутая телеканалом «Россия» служила больше для информирования телезрителей о дате и времени показа, а не для их привлечения к голубым экранам. Решение о просмотре фильма многие приняли задолго до официального объявления о премьере. <br><br><b>Вечные ценности</b><br>Такого не было давно – рейтинги зашкаливали, а рекламные блоки отсутствовали напрочь. Тем самым, возникли ассоциации с легендарным советским сериалом «Семнадцать мгновений весны» более чем тридцатилетней давности, не посмотреть который считалось некультурно. После просмотра в интернет потянулись бесконечные цепочки обсуждений, впечатления от просмотра остались положительные. Антураж тоже произвел впечатление – Москва в формате «сепия», ныне почившие трамвайные рельсы на Патриарших и болгарский Иерусалим в цвете. Подбор актеров пестрил известными именами, зрители даже готовы были смириться с тем, что роль Иешуа досталась Безрукову-Есенину, от которого теперь только и ждут – пьянства и отвязных песен под гармошку. <br>Режиссер Владимир Бортко обошелся с романом единственно возможным образом – методично и целенаправленно воспроизвел авторский текст, причем не только в том, что касается прямой речи, но и в деталях: Иван Бездомный начинает мучительно икать после абрикосовой, а кот Бегемот послушно потирает гривенником усы. Кстати, этот кот стал вообще новым словом в истории отечественных телефильмов. Черное существо, больше похожее на плюшевую игрушку, на самом деле появилось благодаря усилиям специалистов по компьютерной графике, а всеми его движениями и мимикой «руководил» Семен Фурман. Общие планы кота сняты «вживую», то есть, пассажиров трамвая расталкивал актер, одетый в кошачий костюм.<br><br><b>Как это было</b><br>Владимир Бортко начал снимать фильм четыре года назад, но проект был прекращен, практически не начавшись. Тем не менее, актеры уже были определены. В первой версии «М и М» должны были играть Галина Тюнина (Маргарита), Сергей Маковецкий (Мастер), Дмитрий Певцов (Иешуа) и Виктор Сухоруков (Варенуха). Позже, когда Булгакова все же решено было экранизировать, на роли появились новые претенденты, как выяснилось, ничем не уступающие старому составу. Из закулисных историй известно, что Дмитрий Нагиев (Иуда) хотел сыграть Воланда. А роль Воланда была предложена Олегу Янковскому, который от воплощения этого образа отказался наотрез. Между тем, Олег Басилашвили влился в роль идеально, равно как и Кирилл Лавров в образ Понтия Пилата. <br><br><b>Новый маркетинг</b><br>Бюджет сериала вылился в $5,5 млн. Можно рассматривать «М и М», как фильм с новой маркетинговой стратегией, как, впрочем, прошлогоднего «Идиота» - мол, не ходите в кино, смотрите телевизор. Для того, чтобы внедрить в сознание телезрителей эту идею, телеканал «Россия» даже разослал миллионам из них «приглашения на премьеру» с портретом Анны Ковальчук в образе Маргариты и календарем на 2006 год, чтобы не дай Бог, не потеряли или не выбросили. Результаты не заставили себя ждать: запросы, содержащие фамилии актеров сериала российские Интернет-поисковики адресуют на сайт телеканала «Россия».<br>По словам Владимира Бортко, особый литературный жанр романа – менипея - требует особенной экранизации, а проследить все сюжетные линии можно только благодаря телевизионному сериалу. <br><br><b>Время назад</b><br>Можно предположить, что в России наступает новая эпоха настоящего кино. Новое, как известно, хорошо забытое старое – не зря цветовой ряд напомнил «Собачье сердце» того же Бортко. За последние несколько лет экранизация «Мастера и Маргариты» стала единственной на самом деле экранизацией, а не вольными фантазиями на тему. <br>Провал «Есенина» (так считают большинство отечественных кинокритиков) еще больше подстегнул в публике интерес к сериалу – что нового покажет Безруков, постоянно мелькающий на экранах? «Трех с половиной октав актерского мастерства» выданных ему после «Есенина» кинокритиками стало достаточно для воплощения несложной роли с хорошим гримом. «Синдром «семнадцати мгновений» будет продолжаться еще восемь серий. Телезрители ждут любимых эпизодов, и с детской наивностью надеются, что рекламные блоки обойдут стороной весь показ.