15:4118 ноября 200515:41
4просмотров
15:4118 ноября 2005
Рынок мобильного контента в 2005 году стал вдвое меньше. Картинки и мелодии выходят из моды, а абонентов все чаще обманывают.
Контент-провайдеры бьют тревогу: объем рынка мобильного контента в России вместо ожидавшихся $600 млн в этом году едва превысит $300 млн. При этом последняя цифра – наиболее оптимистический прогноз, поскольку по итогам трех кварталов 2005 года суммарная выручка от контент-услуг составила всего $205 млн. <br>При этом рынок находится в стадии стагнации и более реалистичными выглядят прогнозы в $250-270 млн., что меньше $300 млн., достигнутых в 2004 году.<br><br><b>В чем причина</b><br>На проходящей в эти дни в Петербурге Mobile VAS Conference (2-ая Международной Конференции по дополнительным услугам сотовой связи) активно обсуждались причины спада рынка. Наиболее полно их выразил в своем докладе Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, лидирующую на рынке продаж мобильного контента (16% рынка, данные iKS-Consulting). <br>По его словам, сегодня загрузка мобильного контента уже перестала быть остромодной, также нет "нетленных" хитов вроде "Бригады" или "Бумера", год-два назад доносившихся из каждого мобильника. Развито пиратство, а также закончился активный рост числа новых абонентов (именно реальных абонентов, а не сим-карт), соответственно, неискушенных контентом пользователей осталось очень мало. <br>В связи с этим основной причиной "загнивания" рынка становится негативный опыт загрузки контента. По статистике i-Free, лишь 46% WAP-закачек (полифонические мелодии, цветные картинки и игры, на них приходится 70% от общего числа загрузок) являются успешными, а контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20-25% абонентам.<br><br><b>Кто мешает закачать</b><br>По данным i-Free, 23% "неудачливых" абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев роковой становятся некачественно работающий GPRS у оператора, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе.<br><br><b>SMS-лохотрон</b><br>Порой разочаровывают людей не технические проблемы, а простая недобросовестность контент-провайдеров. Например, в последнее время активно распространились так называемые "пакетные продажи". Абоненту в обмен на отправку SMS обещают "вместо одной" неограниченное количество мелодий, однако потом оказывается, что, во-первых, запрос стоит гораздо дороже обычного ($3-4), а во-вторых, мелодий за эти деньги предлагается не так уж и много. Бывают случаи, что по такой ссылке человек заходит на сайт, где "5 минут в сутки все бесплатно, качайте прямо сейчас – вдруг вам повезет" или просто на обычный сайт, где за каждую единицу контента нужно дополнительно платить - опять же путем отправки SMS. <br>Часто недобросовестные компании и вовсе не предлагают никакого контента: за "липовыми" кодами не скрывается ничего, люди отправляют SMS и не получают в ответ даже WAP-ссылок. При этом обманутые вовсе не запоминают, на номер какой компании отправляли сообщение и считают всех контент-провайдеров лохотронщиками. <br>Многие также не знают о том, что помимо стоимости самой услуги придется платить оператору за WAP-трафик, который стоит очень дорого – до $10 за мегабайт. В итоге нередки случаи, когда абонент платит $3 в месяц контент-провайдеру за пользование службой знакомств, а $30 – оператору за WAP. Разумеется, после выставления счетов его постигает чувство глубокого разочарования.<br><br><b>Рынок под угрозой</b><br>По мнению Кирилла Петрова, основными угрозами для рынка контента помимо недобросовестной рекламы являются введение автоматической подписки и пиратство со стороны самих контент-провайдеров. <br>Автоматическая подписка позволяет с некоторой периодичностью автоматически списывать со счета абонента деньги за доступ к контенту, причем последний об этом может даже не подозревать – достаточно один раз зарегистрироваться и все. Пока это западное веяние – брать деньги "за воздух" – в России распространено мало, однако в полной мере реализовано в сервисе i-mode, который недавно появился и в нашей стране. Фокус в том, что "подписка" автоматически продлевается каждый месяц, и если вы забыли ее отменить или не знаете, как (что встречается сплошь и рядом) – извольте удивляться, куда уходят деньги со счета.
Пиратство же заключается в том, что некоторые, даже довольно крупные, игроки рынка, продают контент без отчислений правообладателям, что позволяет снизить на него цену. Создается недобросовестная конкуренция; конечно, такие деяния в скором времени пресекаются, но сорванного "куша" пиратам бывает достаточно
Что делать
Аналитик агентства iKS-Consulting Оксана Панкратова считает, что сложившуюся ситуацию еще можно исправить и возобновить рост рынка. По мнению Кирилла Петрова, этого можно достичь следующими способами:
- Операторы должны ввести программные решения для автоматической настройки телефонов (так, у имеющего эту платформу Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" число успешных закачек достигает 70%).
- Операторы должны контролировать деятельность контент-провайдеров и оперативно "отсекать" недобросовестных; это в их же интересах, поскольку большинство абонентов считают, что контент-услуги им оказывает оператор связи, а не сторонняя организация
- Контент-провайдеры должны создавать службы поддержки пользователей для разъяснения нюансов и решения возникающих проблем
- Операторы не должны вводить так называемый МТ-биллинг, который позволяет автоматически списывать деньги "за подписку"
- Операторы должны снизить стоимость WAP-трафика. Тарифы на WAP разрабатывались несколько лет назад, когда загружалась текстовая информация небольшого объема, сегодня же через WAP загружают и видеоклипы по нескольку мегабайт, в то время как оператор берет до $10 за мегабайт).