На платные дороги наложат частные руки

Частный бизнес поучаствует в строительстве платных дорог. Минтранс рисует радужные картины реализации схемы государственно-частного партнерства на транспорте. Однако эксперты видят ряд проблем.

По мнению министра, для этого создано достаточно условий. В частности, принят федеральный закон «О концессионных соглашениях». В настоящее время завершается подготовка обоснований инвестиций по ряду крупных инфраструктурных проектов, предполагаемых к реализации по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). <br><br><b>Долгая окупаемость</b><br>По словам экспертов, проекты по строительству платных автомагистралей являются наиболее затратными и долгоокупаемыми. Автодорожные концессии – самые труднопрогнозируемые из всех транспортных концессий. Это создает дополнительные трудности при определении окупаемости и срока соглашения, а также повышает риски. Минтранс подготовил проект типового концессионного соглашения для автомобильных дорог. По словам Игоря Левитина, утверждение проекта Правительством РФ станет практическим шагом к реализации автомагистральных концессионных проектов, создаст реальные механизмы реализации положений ФЗ «О концессионных соглашениях». Как утверждает министр, развиваются и механизмы бюджетного планирования. В частности, Инвестиционный Фонд станет одним из источников государственных вложений в инфраструктурные проекты с длительными сроками окупаемости. <br><br><b>Дорогие дороги</b><br>Очевидно, что в условиях формирования рыночных механизмов, развитие транспортной инфраструктуры останется государственной функцией. Однако высокая капиталоемкость автодорожных проектов предполагает финансирование из нескольких источников: из федерального и регионального бюджетов, а также частных средств. Таким образом, потребность в дополнительных источниках финансирования стимулирует государство к организации диалога с частным партнером. В сфере транспортной инфраструктуры – это новый для России механизм. Поэтому Минтранс создает специализированную дирекцию в сфере платных автодорог –ФГУ «Дороги России». Ее задачей является разработка проектов ГЧП, их сопровождение, взаимодействие с инвестиционным сообществом в вопросах их реализации и подготовка к концессионным конкурсам. <br><br><b>Есть проблемы</b><br>По словам генерального директора ФГУ «Дороги России» Олега Шахова, в сфере реализации проектов платных автомобильных дорог существует ряд правовых проблем. Как пишет «Коммерсант», Олег Шахов предложил инвесторам два пути. Первый – бороться за деньги инвестфонда (в 2006 году его размер составит 69 млрд рублей, в 2007 и 2008 годах - по 72,9 млрд и 73,2 млрд рублей соответственно). Второй – заключать с правительством концессионные соглашения. Однако если процедура участия в конкурсе на получение части средств из инвестфонда уже детально проработана и скоро будет утверждена правительством, то к принятому закону "О концессионных соглашениях" Белый дом не выпустил еще ни одного подзаконного акта и даже не назначил орган, который, собственно, и будет подписывать с инвестором само соглашение.<br><br><b>Обещанного три года ждут</b><br>По мнению юридического советника ЕБРР Алексея Зверева, сегодня развитию ГЧП мешает отсутствие четкой концепции. Кроме того, существует относительная неадекватность концессионного законодательства международно-принятым стандартам, неразвитость институциональной инфраструктуры, недостаточность финансовых инструментов, проблемы долгосрочных государственных гарантий.<br>Можно предположить, что смелое обещание министра транспорта начать в 2006 году реализацию ГЧП на российском транспорте, скорее всего, останется только словами. Для того, чтобысхема использования концессий и средств из инвестфонда начала функционировать, потребуется еще много доработок. Однако можно сказать, что первый шаг государство навстречу частному бизнесу уже сделало. Остается надеяться, что по новым автодорогам они пойдут вместе.