«Автогражданка» дождется монополиста

На рынке ОСАГО становится все меньше компаний. В перспективе возможно появление монополиста, контролирующего этот рынок. Эксперты прогнозируют увеличение стоимости «автогражданки».

По мнению участников рынка, ОСАГО становится все более убыточным. В ближайшие годы в Петербурге из местных страховых компаний (без учета филиалов крупных федеральных структур) на рынке ОСАГО останется 6-7 компаний, считают эксперты. <br><br><b>Тяжелая доля</b><br>Средний показатель убыточности ОСАГО в России сейчас составляет 60-65%. Ситуация вызвана рядом причин: инфляцией при сохранении ставок тарифов; использованием многими компаниями системы бонусов и малой вероятностью существенного улучшения дорожной обстановки. Напомним, что Федеральная служба страхового надзора (ФССН) отозвала в этом году лицензии у пяти компаний, заключающих договоры обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В их число попали две петербургские – ЗАО «СК «Доверие» и ОАО «Страховое общество содружества независимых государств». До конца года список пополнится. Сейчас отзываются лицензии еще у двух компаний - из Нижнего Новгорода и Москвы. <br><br><b>Слабые покидают ринг</b><br>В настоящее время собственные расходы страховых компаний в ряде случаев превышают установленную законом планку в 20%. Как следствие, небольшие компании уходят. Остальные игроки рынка говорят об убыточности ОСАГО и предлагают правительству изменить тарифы в сторону увеличения. В целом по России из 165 компаний, работающих на рынке ОСАГО, почти 20 региональных фирм имеют 73% убыточности. Следовательно, по мнению экспертов, в первую очередь предстоит изменение региональных коэффициентов. <br><br><b>Цены в свободном полёте</b><br>По мнению экспертов, «крупные» игроки рынка, возможно, намеренно утрируют информацию об убыточности ОСАГО, чтобы «отпугнуть» небольшие компании – потенциальных конкурентов. Несмотря на повсеместную борьбу Федеральной антимонопольной службы с монополистами, тенденции рынка налицо. Сокращение количества компаний, заключающих договоры ОСАГО, неминуемо приведет к образованию монополии, и, как следствие, к увеличению стоимости «автогражданки». При отсутствии конкуренции, страховщики смогут повышать цены до желаемого уровня, а у автовладельцев опять не останется выбора – быть или не быть.