Монополистов ожидают штрафы и тюрьма

За несоблюдение антимонопольного законодательства руководитель компании может сесть в тюрьму. Если ФАС не передумает.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в правительство пакет поправок в КоАП, ужесточающих наказания за нарушения антимонопольного законодательства. Поправки уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. <br>В частности, ФАС предлагает существенно скорректировать систему начисления штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Чиновники намерены вместо существующей ныне привязки к МРОТам начислять штрафы в процентах от оборота компаний за предшествующий год. А руководителям крупных предприятий, уличенным в несоблюдении антимонопольного законодательства, вообще грозит лишение свободы на срок от одного месяца до одного года. <br><br><b>Кто бы сомневался</b><br>Свою законотворческую деятельность ФАС активизировала еще и в связи с тем, что представленный ею законопроект о конкуренции, в первом чтении принятый Госдумой в начале лета, требует существенных корректив. В частности, переписать его потребовал президент, мотивируя тем, что законопроект препятствует работе компаний и дает почву для коррупции. <br>В результате замглавы ведомства Андрей Цыганов признал, что в нынешней редакции документа некоторые его нормы позволяют трактовать их произвольным образом. Эту проблему ФАС обещает решить при доработке закона ко второму чтению в Думе. Но, по мнению экспертов, законопроект вообще следует радикально переписать. К примеру, аналитики сомневаются в том, что инициативы ФАС по ужесточению карательных мер повысят эффективность борьбы с монополизмом, и опасаются, что предложенные наказания могут оказаться неадекватными правонарушению. В частности, многое будет зависеть от точности формулировок законодательства и от компетенции судей. Однако не стоит сомневаться, что привлечение первого лица предприятия к уголовной ответственности, и особенно лишение его свободы за нарушение - весьма серьезная мера, которая не может не отразиться не только на репутации предприятия, но и на его деятельности: отношениях с клиентами, поставщиками, кредиторами, кредитной истории, рейтинге. <br><br><b>Абсурды</b><br>Последние инициативы ФАС, по мнению аналитиков, фактически ставят знак равенства между судом и антимонопольным ведомством. Но этим список претензий к законопроекту не ограничивается. Среди замечаний, которые высказываются в адрес нового антимонопольного закона, есть и более весомые. К примеру, эксперты отмечают - в законе не может быть статей, которые начинаются словами "с предварительного согласия антимонопольного органа", что означает «нельзя, но если ФАС разрешит, то можно». Сомнение вызывает и норма, ужесточающая понятие коллективного доминирования. Сейчас доминирующим считается субъект, который держит в своих руках 65% от всего объема отраслевого рынка. По новому законодательству таковой признается любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, контролирующих 70%. Аналитики обращают внимание на абсурдность подобных формулировок – исходя их них, можно сделать вывод, что вполне допустимой является доминирующая группа, состоящая из четырех компаний. Обращают эксперты внимание и на то, что в борьбе с монополизированно высокими ценами ФАС совсем забыла о такой форме недобросовестной конкуренции, как демпинг – в нынешней редакции закона демпинговать можно сколько угодно.<br><br><b>Было бы желание</b><br>Все это, по мнению экспертов, оставляет странное впечатление от законопроекта. Потому Федеральной антимонопольной службе есть чем заняться в ближайшее время помимо уголовного преследования руководителей крупных компаний. Тем более что статья, предусматривающая лишение свободы на срок до семи лет для нарушителей антимонопольного законодательства, и сегодня содержится в уголовном кодексе. <br>Правда, на практике она, как правило, не применяется. По словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, для возбуждения уголовного дела по факту нарушения антимонопольного законодательства необходимо доказать нанесенный ущерб, хотя по другим составам преступлений уголовные дела возбуждаются без доказательств, а лишь по признакам нарушений. Тем не менее, механизм существует, и в наиболее вопиющих случаях ФАС может им пользоваться.