Дешёвый порт хотят дорого продать

Российский фонд имущества начал приём заявок на участие в аукционе по продаже 48,79%-го пакета акций Морского порта Петербурга. Эксперты считают стоимость пакета завышенной в три раза.

Аукцион по продаже консолидированного 48,79%-ного пакета акций морского порта Российский фонд федерального имущества (РФФИ) назначил на 10 ноября. Стартовая цена пакета — 802,5 млн. рублей. Шаг аукциона -10 млн. рублей. Сегодня РФФИ начал принимать заявки на госпакет морпорта и закончит прием 7 ноября. Аукцион состоится в Москве. <br>Федеральные и городские власти уже давно предполагали избавиться от своих пакетов морпорта. О решительные действия они начали в конце прошлого года. Губернатор Валентина Матвиенко обратилась к руководителю РФФИ Валерию Назарову с предложением продать государственные пакеты согласованно. Из-за этого 13 января РФФИ отменил объявленный аукцион по продаже федерального пакета с начальной ценой в 119,5 млн. рублей. Однако город и Федерация долго не могли договориться между собой. В сентябре КУГИ Санкт-Петербурга даже начал готовить продажу городского пакета, установив его нормативную цену на уровне 174 млн. рублей. Как пояснял вице-губернатор Юрий Молчанов, город решил поторопиться с продажей акций морпорта, поскольку активы стремительно теряют в цене из-за снижения грузооборота.<br><br><b>Забастовки обесценили порт</b><br>Активы порта мало привлекательны сейчас как никогда. По оценкам экспертов, если аукцион и состоится, то продажная цена пакета не превысит стартовую. Это связано с падением выручки компании в 2005 году на 30%. А чистая прибыль уменьшилась на 70%. Забастовки докеров превратили ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в не надежного партнера. Грузовладельцы стали уходить из порта. <br>Докеры и сейчас юридически находятся в режиме забастовки. Профсоюзы заверяют, что в этом состоянии ситуация может пребывать до конца декабря 2005 года. Если за это время требование об индексации заработной платы не будет удовлетворено, то со следующего года докеры намерены снова развернуть активную борьбу. <br>Все эти обстоятельства вряд ли могут прибавить привлекательности выставляемому на торги пакету. Заметим, что он и так уже заметно подешевел. Осенью прошлого года эксперты оценивали возможность продажи консолидированного пакета порта в сумму около $50 млн. Уже в этом году глава КУГИ Игорь Метельский оценивал возможную продажу консолидированного пакета за сумму около 15 миллионов долларов (450 миллионов рублей). Номинальная стоимость обоих пакетов на аукционе в итоге составил около 28 миллионов долларов.<br><br><b>Морской порт купят свои</b><br>Аналитики полагают, что ажиотажного спроса на акции петербургского морпорта по такой цене не предвидится. Владимир Ашурков, гендиректор консалтинговой компании TransCare, считает, что цена госпакета, которая предложена РФФИ, очень высока. “У компании уже есть контролирующий акционер, и продавать ему 49% почти за $30 млн бессмысленно. Его реальная стоимость — не более $10 млн”, — полагает Ашурков. Он считает, что интерес к аукциону могут проявить только структуры НЛМК, у которых уже есть контрольный пакет морпорта.<br>Источник, знакомый с ситуацией в порту, говорит, что к петербургскому морпорту может проявить интерес не только НЛМК, но и грузовладельцы — например, “Северстальтранс”, у которого уже есть стивидор “Нева-Металл”. Кроме того, полагает аналитик, на аукцион могут подать заявки структуры “Базэла”, который потом перепродаст этот пакет НЛМК или “Альфа-Эко” в интересах гонконгского портового оператора Hutchison, который давно присматривается к порту в Петербурге.<br>Представитель НЛМК Андрей Сидоров подтвердил интерес компании к аукциону. В пресс-службе “Северстальтранса” заявили, что компания не интересуется акциями морпорта. <br>Высказывается мнение, что именно нынешние владельцы 51% пакета и стоят за нескончаемыми забастовками, с тем, чтобы выкупить государственный пакет акций за бесценок.<br><br><b>Одним портом больше, одним меньше</b><br>С течением времени город так и не научился управлять или благоразумно распоряжаться градообразующими активами. Продажа акций крупнейших предприятий федерального значения, таких как Кировский завод или ЛМЗ, никак не отразились на финансовом благополучии бюджета Петербурга. Есть основания полагать, что так же бесславно закончится история и с Морским портом Санкт-Петербурга. Хотя рискует и потенциальный покупатель. Строительство в регионе сразу нескольких крупнейших современных портов (в Усть-Луге, Высоцком, а также в бывшей советской Прибалтике) вполне могут коренным образом повлиять на грузопоток в морпорте Петербурга в сторону уменьшения.