Евневич Мария Все статьи автора
26 сентября 2005, 00:00 1282

Дмитрий Никитин: "Бизнес, как и секс, - следствие взаимоотношений"

СПб. "Менеджер" продолжает серию интервью с собственниками и топ-менеджерами петербургских компаний.

Разговор идет об их управленческих решениях, приведших к тем или иным последствиям для компаний, о кадровой политике и т.п. Все герои этой серии, по данным рейтинга Ассоциации менеджеров России, названы лучшими функциональными управленцами 2004 г.

Свой путь в бизнесе, связанном с транспортными железнодорожными перевозками, генеральный директор ЗАО "Евросиб" (52450)* Дмитрий Никитин начал, по его словам, с того, что "родился в семье железнодорожника в пятом поколении и разговоров ни о чем, кроме как о железной дороге, не слышал".

- Ни у моего отца, ни у людей, которые с ним вместе начали в конце 1980-х гг. заниматься коммерцией, не было других знаний, кроме как транспортных. Транспорт был их жизнью и хлебом. Зная некоторую специфику и технологию работы железнодорожного транспорта, они решили восполнить те пробелы, которые государство не могло реализовать.

- Когда вы начали управлять бизнесом после отца, что изменили в структуре?

- Людей. Половину. Не людей в смысле их внутреннего восприятия, я заменил самих людей. В кризисные моменты важно, чтобы люди лично разделяли ваши ценности, а их интересы совпадали с интересами компании. Должна быть некая убежденность и видение себя внутри компании. Те, кто остались, - они сделали свой выбор, а с кем выявились некие существенные расхождения во взглядах - те ушли.

- Значит ли это, что вы сторонник управления людьми, а не процессами?

- Процессами управлять невозможно, особенно всеми. Бизнес - это система маховичков. Общий маховик бизнеса состоит из маленьких маховичков, которые его постоянно подкручивают. Когда они уже раскручены, достаточно с нужным человеком раз в месяц поговорить - и все продолжает работать. А там, где вы хотите придать "перчинку", придется своими руками, какими бы они нежными и чувствительными ни стали от интеллектуальной работы, прикоснуться к маховичку и его подкручивать. Однозначно сказать, что я управляю только людьми, не могу - пока не тот уровень бизнеса. Вот Владимиру Владимировичу Путину нельзя управлять процессом - ему нужно в принципе управлять только на уровне идеологии и философии и ниже не опускаться. У нас пока не столько народа, чтобы так руководить. Я в основном занимаюсь развитием бизнеса.

- Часто бывает, что при смене главного управленца какие-то проекты, часть капитала теряются. Как вам удалось ничего не растерять в бизнесе после смерти отца?

- Это удалось сделать только при помощи тех людей, у которых сложились очень хорошие отношения с моим отцом и которые, как эстафетная палочка, были переданы мне. Я "въехал" в эти отношения и потом им придал немного другую, удобную для себя, конфигурацию. В бизнесе важны личные отношения. Бизнес, как и секс, - всего лишь следствие взаимоотношений между людьми.

- Были ли попытки захватить власть?

- Я не скажу, что были какие-то настойчивые попытки. А ненастойчивые мы сразу пресекли. Просто в любых корпоративных конфликтах существуют свои чаяния, надежды и желания у некоторых людей... С кем-то пришлось расстаться. Но сейчас у нас с этими людьми очень хорошие отношения.

- Наряду с железнодорожными перевозками "Евросиб" занимается и продажей автомобилей, на долю которых приходится 20% всего оборота компании. Почему занимаетесь продажей авто?

- Да, наш приоритет - железнодорожные перевозки. В 2004 г. оборот группы "Евросиб" составил $493 млн, более 75% от общего оборота группы составил оборот ее транспортного предприятия. Автомобили - вещь интересная, но мы видим развитие этого бизнеса для себя только в Петербурге. Это бизнес автопроизводителей, и от нас здесь мало что зависит. Сидим в конце экономической цепочки, между дистрибьютором и конечным клиентом, оказываем спектр услуг, ну есть какие-то позиции в городе, ну приятно машинами поторговать, даже немножко прибыльно, но роста и менеджерской амбиции там нет. У нас в компании в 1995 г. было 18 диверсифицированных видов бизнеса: торговый дом, магазин сash and сarry, торговали металлом, лесом. Сегодня у нас стратегия отраслевой диверсификации, то есть мы делим риски, но внутри отрасли. Будем заниматься автоперевозками, если чуть-чуть рынок улучшится. В январе следующего года запустим логистический терминал. Мы не оставляем попыток предпринять шаги в пассажирском движении.

- Собираетесь ли заниматься продажей корейских, китайских автомобилей?

- Душа к ним как-то не лежит. Слухи о том, что мы ими собираемся заниматься, инспирированы самими китайскими и корейскими производителями или проистекают из того, что мы эти автомобили перевозим по железной дороге. Ну и, наконец, нами просто пугают остальных участников рынка. Зачем заниматься дешевыми автомобилями? Их и так купят. Автобизнес - это клуб, тусовка. Лучше продать Jaguar интересному человеку, пообщаться с ним, дело же не в деньгах.

Вообще, название "Евросиб" в автобизнесе сохранится только для дилерских центров BMW, а для всех остальных будут другие бренды.

Во франшизе General Motors у нас предприятие называется "Мультимоторс", у PАG и Mazda тоже будет другое название. Мы считаем, что имя "Евросиб" должно ассоциироваться с транспортным бизнесом группы, где мы наиболее сильны.

- Какие автомобили вам нравятся?

- Автомобили, которые я покупаю и на которых езжу. Года три назад по поводу своих любимых автомобилей я мог бы лекцию прочитать, а сейчас как-то уже не так... От людей надо удовольствие получать, а не от автомобилей.

- Вы планируете, что ваши дети будут заниматься тем же бизнесом?

- Не знаю, наверное, нет. У нас в стране так все быстро развивается, что к тому времени, когда они начнут вообще понимать, что такое бизнес, вся ситуация уже изменится.

В России не стоит надолго вперед загадывать. Когда-то мой дедушка хотел, чтобы я стал локомотивщиком...

Дмитрий Никитин, генеральный директор ЗАО "Евросиб": "Там, где нужно придать "перчинку", придется своими руками, какими бы они нежными ни стали от интеллектуальной работы, прикоснуться к маховичку и его подкручивать".

На заметку

БИЗНЕС-СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА (75%)

- ЗАО "Евросиб СПб", экспедиторские услуги

- ЗАО "Евросиб СПб - транспортные системы", услуги железнодорожного оператора

- ЗАО "Евросиб Терминал", терминальные услуги

АВТОБИЗНЕС (20%)

- ООО "Евросиб-Авто", официальный дилер Mazda

- ЗАО "Евросиб Сервис Центр", официальный дилер BMW

- ЗАО "Евросиб Форвард", официальный дилер Land Rover

- ЗАО "Евросиб Лахта", официальный дилер BMW

- ЗАО "Евросиб Лахта", официальный дилер MINI

- ЗАО "Мультимоторс", официальный дилер GM (Opel, Chevrolet, Cadillac, SAAB, HUMMER)

НЕДВИЖИМОСТЬ (5%)

- ЗАО "Евросиб-Инвестстрой", загородная и городская недвижимость

ВЛАДЕЛЬЦЫ

- 75% акций холдинга принадлежит английской компании Motorail Limited

- 25% распределены между несколькими частными лицами

Источник: ЗАО "Евросиб"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама