Деньги россиян осели по миру

В нынешнем году россияне потратили на зарубежный отдых почти $14 млрд. Туроператоры Петербурга подводят итоги прошедшего сезона.

По данным компании "Информбюро", предпочтения российских туристов во многом напоминают европейские. В течение последних пяти лет лидером среди выездных направлений у россиян, так же как у немцев и англичан, остается Турция. По оценкам участников рынка, страну посетило около 2 млн. наших соотечественников. Вторым по популярности традиционно остается Египет. В последние 2–3 года активно развивается тунисское направление. Среди других любимых мест отдыха россиян – Греция, Болгария, Хорватия, ОАЭ.<br><br><b>Переход количества в качество</b><br>В 2003 году на выездной туризм россияне потратили около $11,2 млрд, а в 2004 году – уже $12,9 млрд. Таким образом, ежегодный рост составляет порядка 15%, чему не помешал даже временный спад туристической активности из-за цунами в Юго-Восточной Азии. Кстати, как показывают опубликованные на днях данные Федеральной пограничной службы, этот спад уже преодолен: практически по всему дальнему зарубежью наблюдается прирост потока из России. Заметное снижение цифр зафиксировано лишь по Таиланду (- 28,8%) - по вполне понятным причинам, а также по Польше (-61,7%) - из-за введения визового режима между нашими странами. Именно последняя цифра и повлияла на общий результат - несмотря на общий рост на разных направлениях, в целом за рубеж выехало наших туристов все же меньше, чем за это же время год назад. Что касается Польши, то это тот редкий случай, когда операторы рады невысоким показателям. На самом деле они гораздо ближе к жизни, чем прежние, когда под видом туристов выезжали мелкие коммерсанты, родственники и пр. <br><br><b>Лидерам не хватает «воздуха»</b><br>Наибольший прирост - 250%! - за первое полугодие 2005 года достался небольшой заокеанской стране - Доминиканской Республике. Безвизовая Доминикана, первые поездки в которую организованы только два года назад, оказалась уникальной альтернативой сорванному из-за цунами отдыху в Таиланде и на Мальдивах, и операторы воспользовались этой возможностью в полной мере. Набирают обороты на нашем рынке и другие далекие страны - Китай, Япония и Южная Корея. <br>Кроме традиционных лидеров нашего выездного рынка, Турции и Египта, после многолетнего спада произошел заслуженный подъем на испанском направлении. Спрос на Испанию этим летом превзошел ожидания многих операторов, которые, помня не слишком удачные прошлые сезоны, отказались от амбициозных чартерных планов. В итоге некоторые из них уже в ходе сезона были вынуждены добирать места, блоки и даже рейсы. И даже сейчас, с наступлением бархатного сезона, Испании серьезно не хватает «воздуха». <br>Неожиданно большой популярностью в нынешнем сезоне пользовалась Италия. Эксперты считают, что по результатам года она может вырасти до 40%. По их мнению, в отличие от пляжных стран, эта страна как «вечная ценность» гораздо менее подвержена изменчивой туристической моде и поэтому в течение 5-7 последних лет стабильно дает хорошую динамику. В нынешнем году стабилизировалось экономическое положение в России, возросло благосостояние целевой аудитории - отсюда и результат. Еще одна неожиданность - рост потока в Израиль за первое полугодие составил почти 40%. <br><br><b>Трансформация рынка</b><br>В течение долгого времени российский рынок туристических услуг считался одним из самых ненадежных. Число мошенничеств здесь, по разным оценкам, достигало 50–60%. Однако в последние пару лет он стал приобретать черты европейского рынка. Так, правила игры в Петербурге теперь определяют несколько - около десяти - крупных турфирм. Для сравнения, в Германии туристическую политику определяют две компании. Самыми авторитетными фирмами в России считаются те, что работают на рынке более десяти лет. У них есть налаженные связи с перевозчиками и хотельерами во всех странах мира, что сводит к минимуму вероятность невывоза или неразмещения туристов. Туристические агентства, занимающиеся продажей путевок, предпочитают присоединяться к крупным сетям, так как население испытывает к ним большее доверие – офис авторитетной сети не может внезапно исчезнуть или разориться. К примеру, крупнейший туроператор региона турфирма «Нева» уже давно работает по франшизе, позволяя мелким туристическим компаниям пользоваться своим брендом.