12:3908 сентября 200512:39
6просмотров
12:3908 сентября 2005
В Петербурге усиливают монополию на пассажирские перевозки. При форс-мажоре целые районы города рискуют остаться без общественного транспорта.
Комитет по транспорту обнародовал подробности предстоящего конкурса коммерческих перевозчиков на право обслуживать городские маршруты, первый этап которого Смольный планирует объявить на следующей неделе. Главной особенностью новых конкурсных процедур станет то, что нынешний монополист рынка социальных перевозок существенно укрепит свои позиции. При подготовке условий конкурса учтены интересы только крупных компаний.<br><br><b>Не идеально</b><br>Ожидается, что в течение первого квартала 2006 года ГУП "Пассажиравтотранс" передаст победителям конкурса оставшиеся 50% своей маршрутной сети, и окончательно переход на новую систему завершится к 1 апреля 2006 года. Как сообщили в среду организаторы конкурса, в «социальный резерв» пассажирского транспорта, остающийся в обслуживании «Пассажиравтотранса», войдут наиболее наполняемые магистральные маршруты, а также маршруты, проходящие через стратегические объекты типа вокзалов и аэропортов. <br>Дацюк отметил, что не может сказать, будут ли повышаться тарифы на проезд в общественном транспорте в 2006 году, сославшись на то, что решение по этому поводу принимает трехсторонняя комиссия, созданная по предложению Смольного. Не сообщил он так же, что будет делать Комитет по транспорту в случае, если кто-либо из монополистов попадет в форс-мажор, в результате чего целые районы города могут остаться без транспортного обеспечения.<br>Как выяснилось, на этот раз, перед тем, как объявить конкурс, организаторы заручились не только личной поддержкой губернатора (Валентина Матвиенко одобрила условия конкурса), но и большинства участников рынка. Тем не менее, с опасениями мелких перевозчиков Олег Виролайнен косвенно согласился, признав, что условия конкурса могли быть более гибкими. "Не идеальная схема", - сказал он, добавив, что, по его мнению, документ будет дорабатываться в дальнейшем.<br><br><b>Жестокие требования</b><br>По словам главы Комитета по транспорту Александра Дацюка, всего на конкурс будет выставлено 224 социальных маршрута, которые поделят на 37 лотов. Для их обслуживания перевозчикам необходимо аккумулировать свыше 600 автобусов большой вместимости. <br>Для выигрыша минимального лота участникам рынка потребуется подвижной состав как минимум из 10 автобусов большой вместимости, а также наличие технической базы, которая позволит поддерживать транспорт в безопасном состоянии. <br>Как уверяют организаторы конкурса, они намерены ужесточить требования к конкурсантам и не допустить на улицы города предприятия, не обладающие необходимой инфраструктурой. Для того, чтобы участник был допущен к основному конкурсу, ему придется не только доказать квалификацию работников, но и озаботиться наличием ремонтной базы, процедур предрейсового осмотра, а также стоянок для хранения автобусов. «Сегодня большая часть ДТП, в которые попадают маршрутные такси, происходит по вине их водителей», - заявил вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен. <br><br><b>Ошибки не ищут</b><br>Изменить систему пассажирских автоперевозок в городе Смольный задумал еще в 2003 году, а в течение прошлого года была сформулирована юридическая и экономическая база реформы. Социальные маршруты, обслуживаемые ГУП "Пассажиравтотранс", и коммерческие, на которых работают частные компании, предполагалось объединить в так называемые транспортные зоны, а зоны - разыграть на конкурсе. При этом для получения допуска к конкурсу перевозчикам необходимо было выполнить ряд условий, главным из которых было наличие современного подвижного состава большой вместимости. Понятно, что многие участники рынка соответствовать условиям конкурса оказались не в состоянии - в основном такие компании эксплуатируют маршрутные такси и небольшие автобусы, а крупногабаритного транспорта в их парке нет. Однако покидать рынок коммерческих перевозок, объем которого составляет 3-4 млрд. рублей в год, никто из действующих игроков не захотел. Нынешней весной недовольные перевозчики остановили реформу Смольного, выиграв иск в Арбитражном суде, и чиновникам пришлось сесть за написание нового варианта преобразований. В итоге чиновники изменили вид реформы, но суть осталась прежней - осуществить передел рынка в пользу крупных компаний. Причем, как стало известно, территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже выявило недостатки в подготовленной Комитетом по транспорту конкурсной документации. Об этом сообщил сам Олег Виролайнен: «У ФАС есть ряд замечаний, но в ближайшее время мы обязуемся их устранить». Кроме того, и за провал предыдущего конкурса ответственность, судя по всему, не будет нести никто. Как пояснил Олег Виролайнен, в Смольном не ставят целью найти и наказать «виновных». «Мы ищем пути реформирования, поэтому не исключены ошибки», - заявил вице-губернатор.