10:2831 августа 200510:28
18просмотров
10:2831 августа 2005
Забастовка докеров ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" смогла начаться лишь после того, как компания потеряла ключевые позиции в порту города.
Сейчас стивидорные компании, управляемые "Морпортом", перегружают лишь 22,5% грузов всего петербургского порта. При этом 5 лет назад ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" занимало доминирующие позиции.<br><br><b>Четыре долгих года</b><br><br>Первая забастовка портовых докеров состоялась еще в 2001 г. По словам председателя профкома ЗАО "Вторая стивидорная компания" (входит в холдинг "Морпорт") Станислава Фомичева, тогда забастовщики ограничились формальной остановкой работы на одну минуту. Докеры добивались повышения заработных плат на 12%. Руководство порта пыталось заблокировать проведение забастовки в суде, но в конце концов пошло на уступки.<br><br>Крупнейшим выступлением докеров стала "итальянская" забастовка, прошедшая в 2004 г. Тогда докеры отказались работать сверх установленных норм выработки. Сергей Вишняков, бывший генеральный директор холдинга, занял принципиальную позицию и не допустил полноценной забастовки.<br><br><b>Причалы уплывают</b><br><br>Активность докеров совпадает по времени с процессом выделения из ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" наиболее современных и прибыльных терминалов. Так, с 2000 г. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", уже превратившиеся из крупнейшего владельца портовых активов в холдинговую "надстройку" над реальными стивидорными компаниями, сохраняя тем не менее блокирующие или контрольные пакеты над ними, начало распродажу этих пакетов. Сперва были проданы 30% акций ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", затем "Морпорт" лишился контроля над ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ООО "Национальный контейнерный терминал") и над самым современным ЗАО "Балтийский балкерный терминал" (ОАО "Уралкалий").<br><br>Этот процесс завершился в 2004 г. с продажей акций ЗАО "Нева-Металл" компании "Северстальтранс". Даже в оставшихся в управлении холдинга четырех стивидорных компаниях "Морпорту" принадлежит менее 20%, а управляет он ими, по словам генерального директора компании Сергея Челядина, по договору коммерческого представительства.<br><br>По оценке РФФИ, в конце 2004 г. 20%-ный пакет акций "Морпорта" стоил около $4 млн, а КУГИ свой пакет оценивало примерно в такую же сумму. Вместе с тем, по независимым оценкам, датская компания Jysk Staalindustri, нынешний владелец контрольного пакета акций компании, потратила на него более $100 млн.<br><br><b>Безнадежность</b><br><br>Отсюда логичным выглядит и прохладное отношение госструктур к нынешней забастовке. Единственным шагом Смольного для ее предотвращения стало выдвижение в качестве переговорщика Алексея Чумака, заместителя председателя Комитета по транспортно-транзитной политике. Подозревая его в ангажированности, от забастовки докеры сразу же отказались.<br><br>"Город открестился от этого дела, - считает Валерий Котлобаев, руководитель Северо-Западного Управления по урегулированию коллективных трудовых споров. - Хотя больших ресурсов у него и не было для решения этого вопроса, но администрацию должна была больше интересовать опасность потери из-за забастовки миллионов рублей налогов".