Производители в по гоне за серым порошком

Бетонщики против цементников

СПб. Увеличение цен на базовые стройматериалы в 2004 г. повлекло 3-10%-ный рост цены квадратного метра в зависимости от типа строительства.
Быстрее всего в прошлом году дорожали цемент, металлопрокат, нерудные материалы и по цепочке бетон и ЖБИ. Следствием этого стало удорожание себестоимости строительства.
Серый порошок
Основной причиной резкого удорожания цемента стало повышение цен на свою продукцию ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", которое после покупки ЗАО "Пикалевский цемент" контролирует не менее 70% петербургского рынка этого материала.
В самом московском холдинге этот шаг объяснили повышением себестоимости производства за счет роста тарифов естественных монополий, а также необходимостью модернизации и наращивания производственных мощностей. Вслед за монополистом цены на свою продукцию поднял и другой участник цементного рынка - ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла", контролируемый немецким концерном HeidelsbergCement.
Рост цен на цемент затронул в первую очередь строительные компании, специализирующиеся на возведении зданий по монолитной технологии. Строители, в чьем арсенале есть и монолитная и кирпичная технологии, чтобы снизить потребление цемента, начинают ориентироваться больше на кирпич. Другие рассматривают возможность строительства собственного цементного производства. Кроме того, сам рост цен на цемент делает строительство завода по его производству более привлекательным.
Одной цепью
Кроме повышения цен "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" ужесточил сбытовую политику и ввел 100%-ную предоплату с целью исключения из игры недобросовестных посредников.
На рынке бетона и ЖБИ это вызвало не только рост цен, но и поставило небольшие фирмы по их производству перед угрозой разорения из-за недостатка оборотных средств. Однако, несмотря на кризис в жилищном строительстве, рынок товарного бетона, по данным ЗАО "Решение: консалтинг и исследования рынка", вырос до в 2,5 млн м3, что на 25% больше по сравнению с 2003 г. По мнению экспертов, этому способствовал рост коммерческого строительства, которое потребляет до 70% объемов товарного бетона. Кроме того, выросло его удельное потребление благодаря увеличению доли монолитной технологии.
Расстановка сил между основными участниками рынка осталась прежней: ОАО "Объединение 45" и ОАО "Ленстройдеталь" контролируют 40% петербургского рынка бетона. К концу 2005 г. эксперты прогнозируют увеличение доли ОАО "Объединение 45" еще примерно на 5-7%.
цифры
11,7% - инфляция потребительских цен в 2004 г.
Источник: Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве
есть Мнение
Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО "Решение: консалтинг и исследования рынка":
" В 2005 г. из-за замедления темпов роста жилищного строительства замедляется и рост рынка товарного бетона. Но учитывая коммерческое строительство, а также инфраструктурные проекты, рост рынка будет, хотя к концу года не превысит 10%. Вряд ли можно прогнозировать существенные изменения на рынке: основные участники известны, их доли распределены.
Особенность петербургского рынка, которую обеспечили лидеры, - в среднем высокое качество бетона и сопутствующих услуг. В Москве в среднем качество бетона ниже. Еще одна особенность местного рынка: его участники организуют широкую сеть узлов производства бетона. Первым это стало делать ОАО "Объединение 45", а в прошлом году по этому же пути пошло и ОАО "Ленстройдеталь".
Рост цен на основные строительные материалы в 2004 г., %
Арматура для строительных работ 89,8
Песок для строительных работ 39,2
Плиты перекрытий железобетонные сплошные плоские 35,8
Портландцемент общестроительного назначения 33,3
Раствор готовый кладочный цементный 20,2
Кирпич керамический 19,4
Бетон тяжелый 12,8
Камни керамические сверхэффективные 11,9
Кирпич силикатный 11,2
Щебень для строительных работ 6,8
Источник: Федеральная служба госстатистки РФ, Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве
Доли производителей в объеме предложения железобетона в СПб в 2004 г.
Прочие 39%
Гатчинский ССК 5%
ПС "Баррикада" 29%
Гатчинский ДСК 8%
ДСК-3 (Автово) 8%
"Метробетон" 6%
КЖБИ-211 5%
Источник: "ДП" по данным компаний
в объеме предложения товарного бетона в СПб в 2004 г.
ОАО "Ленстройдеталь" 15%
ЗАО "Бетамикс ЛО" 9%
ЗАО "Метробетон" 8%
ООО "Индустри Петробетон" 7%
ОАО "Объединение 45" 26%
Прочие 29%
Источник: ЗАО "Решение: консалтинг и исследования рынка"
Итоги
ЗАО "Ленпромстрой"
Александр Скворцов, генеральный директор
21.000 м2- объем строительства компании в 2004 г.
ООО "Отделстрой"
Марк Окунь,генеральный директор
20.605 м2- объем строительства компании в 2004 г.
ЗАО "Арсенал-недвижимость
Виктор Лаптев, генеральный директор
20.000 м2 - объем строительства компании в 2004 г.