Александр Викторов: "Не люблю архитектуру под линейку"

СПб. Александр Викторов, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга, уверен, что за прошедшие 10 лет город удалось не испортить.

- Как по новому генплану изменится архитектурный облик Петербурга?
- Генплан определяет функциональную, транспортную схемы города, основные объекты строительства, но не архитектурный облик. Что-то в нем неминуемо изменится. Например, промышленный пояс уступит место общественно-деловой застройке, которая очень активна с точки зрения архитектуры. Из старой промышленной архитектуры что-то сохранится, что-то будет перестраиваться и достраиваться. Поэтому можем ожидать изменений, не занимаясь предсказанием деталей.
- А что вы, как горожанин, хотели бы видеть в Петербурге? Нравится ли вам, например, современная европейская застройка?
- Я не люблю жесткую архитектуру, нарисованную по линейке. Она тупа и однообразна. Достаточно взглянуть один раз, чтобы потерять интерес, а архитектура не должна надоедать. Я хожу на работу на ул. Росси много лет. Каждый день прохожу по Невскому пр. И не надоедает, и каждый раз что-то новое видишь. А на стеклянный чемодан один раз посмотрел, а потом перепутал с другим стеклянным чемоданом.
Архитектура должна быть гуманной. Чтобы можно было пройтись по улице, сесть на скамеечку, посидеть под деревцем в тени, посмотреть на красивое здание.
- Возможны ли смелые архитектурные эксперименты в центре города?
- Возможны. Потому что если мы мимикрируем и боимся, то делаем плохую архитектуру. Просто надо понимать, где ты работаешь и в каком контексте. А жесткие регламентные ограничения - это не препятствие для архитектора, а стимул. Но, к сожалению, хорошая архитектура на бумаге еще не гарантия хорошей архитектуры в постройке. Потому что, когда дело доходит до реализации проекта, начинается экономия, выкрутасы заказчика. В итоге порой из хорошего проекта получается большой многоэтажный ларек.
- Как новые торговые центры?
- Например, ТЦ "Пик" кому-то нравится, кому-то нет. Но он сделан профессионально. И то, что он вызывает противоречивые отзывы, - хорошо. Значит, он интересен. Есть много других спорных примеров - все это опыт. Если опыт оказывается неудачным, и это очевидно всем, в том числе и владельцу здания, то оно долго не проживет и без сожаления будет заменено.
- А что вам понравилось из того, что было построено в Петербурге за последние год-полтора?
- Нравится дом Марка Рейнберга на Мичуринской ул. Может быть, он не в контексте, но дом интересный. Хороший проект получился у архитектора Земцова на территории Этнографического музея. С точки зрения применения материалов интересно здание Центробанка на Фонтанке, удачно сделана стыковка двух фасадов: воссозданного и нового. Правда, от планарного остекления по фасаду я ожидал более сильного эффекта. Оно получилось, может быть, чересчур прозрачным. Но это тонкости, которые невозможно поймать на этапе проектирования. Дом на Казанской ул., по-моему, спорный. Он современен и профессионально сделан. Но так блестит, что кажется, даже выходит за красную линию. Он нагловат, но его это не портит.
- Возможно ли приглашение архитекторов мирового уровня в Петербург и на какие проекты?
- Великие фамилии интересуются великими проектами. Их приход в Петербург на такие знаковые проекты, как, например, Новая Голландия, возможен через международный конкурс. Может быть, что-нибудь амбициозное построит "Газпром" и привлечет для этого иностранца. А может быть, появятся иные новые интересные проекты, на которые инвесторы тоже будут привлекать иностранных архитекторов. Простор есть, - например, застройка в новых деловых зонах: "Измайловская перспектива", Обводный канал, Московская-Товарная и большие темы - "Морской фасад", "Балтийская жемчужина".