«Первая помощь» потянулась за Вексельбергом

В следующем году ЗАО “Первая помощь” намерена открыть от 10 до 20 фармамаркетов в Москве. Пока единственной петербургской аптечной сетью, вышедшей на московский рынок, была Natur Produkt, подконтрольная олигарху Виктору Вексельбергу.

В следующем году ЗАО “Первая помощь” намерена открыть от 10 до 20 фармамаркетов в Москве. Пока единственной петербургской аптечной сетью, вышедшей на московский рынок, была Natur Produkt, подконтрольная олигарху Виктору Вексельбергу.<br><br><b>В Москву…</b><br>«Москва для развития бизнеса идеальна - заявил Петр Грек, коммерческий директор ЗАО “Первая помощь”. - Число аптек на душу населения там в 2 раза меньше чем в Петербурге, а покупательская способность в 2 раза выше. То есть рынок в 4-5 раз больше Петербурга. По нашим оценкам, маржинальная прибыль от 20 аптек будет сопоставима с маржинальной прибылью от 70 наших аптек в Петербурга. После Петербурга вообще везде будет казаться легко: хуже рынка, чем у нас, нет - конкуренция дикая, покупательская способность средняя, наценки минимальные”.<br>В 2006 году компания намерена потратить на развитие бизнеса в Москве от $1,5 до $3 млн.<br><br>До сих пор, по утверждениям специалистов аптечного рынка, единственной петербургской сетью, вышедшей в другие города России, был Natur Produkt, у которого Москва также находится в числе приоритетных городов. Виктор Вексельберг купивший несколько месяцев назад 40% холдинга “Натур Продукт” через свою компанию “Ренова”, планирует увеличить в 2,5 раза количество аптек холдинга. Гайк Аракелян, директор по развитию аптечной сети в регионах ЗАО «Натур Продукт», в связи с грандиозными планами даже не исключает возможность переноса головного офиса компании в столицу.<br><br><b>Скептические ожидания</b><br>Между тем, до сих пор на аптечных рынках двух столиц происходило обратное движение. Петербургские фармацевты утверждают, что давно готовы к приходу москвичей, хотя и настроены по отношению к новым игрокам скептически. Еще в начале экспансии местные эксперты уверяли, что в Петербурге серьезное место москвичам занять не удастся. Объяснялось это особенностями петербургского рынка недвижимости, на котором действительно трудно найти помещения, соответствующие аптечным стандартам, эти трудности испытывают даже местные игроки фармацевтического рынка. Кроме того, в Москве гораздо выше аптечные наценки - 40-45% в противовес петербургским 20-25%. Предполагалось, что варяги догнать местные сети вряд ли смогут. Скорее, московский выход на петербургский рынок определялся как имиджевая составляющая для повышения цены собственных акций.<br>«Единственный путь, который может привести московские компании к сколько-нибудь заметному увеличению доли своего присутствия на петербургском рынке, это покупка уже существующих, активно действующих сетей», - полагает Владимир Кириллов, генеральный директор ООО "Фарминдекс". <br><br><b>Не так страшен черт…</b><br>Тем не менее, в прошлом году в Петербурге открылись аптеки под маркой "Ригла", работающие со свободной выкладкой товара. Заместитель генерального директора ООО "Ригла" Светлана Кошелева сообщила, что в планах компании, владеющей сетью из 89 аптек в Москве и шести регионах РФ, дальнейшее развитие бизнеса в Петербурге и Ленобласти. И на сегодняшний день это далеко не единственный московский фармацевтический оператор, решивший выйти на рынок Северо-Запада. Московская сеть "Аптеки 36,6", с 2003 г. номинально присутствовавшая на рынке Петербурга, до конца нынешнего года вырастет до 20 фармамаркетов. По оценке экспертов, объем инвестиций сети в развитие может составить около $2 млн.<br><br><b>Виновник торжества</b><br>В конце прошлого года ЗАО «Первая помощь» запустило крупнейшую в своей сети аптеку с открытой выкладкой (фармамаркет) - ее площадь составляет 355 м2, объем инвестиций $140 тыс. Именно такой формат компания планирует продвигать и в столице. «Число аптек в Москве на душу населения в 2 раза меньше чем в Петербурге, а покупательская способность в 2 раза выше. При этом полно ГУПов и аптек ларечного типа. Это вселяет определенный оптимизм – будем завоевывать столицу маркетингом», - убежден Петр Грек. Открытая выкладка товара, как и в любых розничных продажах, повышает торговый оборот аптеки на 30%. Олег Хинкис, начальник отдела управления торговой маркой ЗАО "Аптеки 36,6 подтверждает перспективы такого формата торговли": "Еще 6 лет назад в Москве мы создали первую аптеку такого формата, выручка от продаж в которой увеличилась в 2,5 раза по сравнению с аналогичной аптекой с закрытой формой обслуживания". В Петербурге в нынешнем году "Первая помощь" планирует создать 25 аптек в формате фармамаркетов. Для этих целей акционеры "Первой помощи" выделяют $2 млн. на покупку и аренду помещений, $2,5 млн. - на ремонт и оборудование и $1 млн. - на рекламную кампанию сети.