Не все тарифы одинаково полезны

Операторы постоянно объявляют о каких-то новых услугах, тарифах, рекламных акциях – не проходит и недели, чтобы со всех сторон не начиналась рекламная атака – мол, новый супертариф такой-то, минута стоит всего столько-то…

Операторы постоянно объявляют о каких-то новых услугах, тарифах, рекламных акциях – не проходит и недели, чтобы со всех сторон не начиналась рекламная атака – мол, новый супертариф такой-то, минута стоит всего столько-то… А что на самом деле?<br> <br>Последний интересный период на рынке сотовой связи в Петербурге наблюдался в начале зимы – то есть, более полугода назад. Тогда все операторы сначала начали биться за "тяжелых" абонентов. Все поочередно снижали цены, а некоторые даже ввели безлимитный тариф. Впервые – например, Tele2 – "вечно дешевый" оператор с качеством, соответствующим цене запустил безлимитный тариф, что вызвало недоумение аналитиков. Чуть позже начались всевозможные предновогодние акции – громче всех выступили все те же Tele2 с революционным предложением – "Абонентской зарплатой", в рамках которой абоненты получают на счет бонусы за входящие звонки. При обычном использовании телефона "заработать" много денег не получается – слишком много условий должны одновременно выполниться, чтобы вы получили свой один цент. Впрочем, даже те, кто злоупотребляет "щедростью" оператора, деньги могут потратить только на разговоры.<br> <br><b>Затишье на рынке</b><br>Теперь же на рынке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, в условиях жесточайшей конкуренции на очень близком к насыщению рынке операторы должны постоянно придумывать новые способы завлечения клиентов. С другой стороны, ресурсы для дальнейшего снижения цен (так уж повелось, что у нас главным фактором остается стоимость услуг) уже практически истощены. Операторы, возможно, и рады были бы снизить цены, да вот только некуда уже их снижать – все же есть такое понятие как рентабельность. ARPU (средняя ежемесячнвая выручка с одного абонента) у крупнейших игроков за последний год снизилась в 2 раза.<br><br>Однако создавать иллюзию новизны и напоминать о себе операторам как-то надо. Вот и занимаются они снижениями стоимости внутрисетевых звонков на один цент, абонентской платы на полдоллара и предложениями двух "любимых номеров" вместо трех – конечно, их абонентам и приятно будет сэкономить копейку, однако новых абонентов – ни "новичков", ни "перебежчиков" от других операторов такие "супер-акции" принести не в состоянии.<br> <br><b>Летние ночи</b><br>Понимая, что снижать цены на тарифах, предназначенных для массового рынка, смысла нет, операторы решили заняться нишевыми предложениями. И тут все, как один, пошли в одну и ту же нишу, именуемую "простаивающим ресурсом". <br><br>Действительно, имея излишек ресурсов сети, то есть, грубо говоря, ее производительности, резонно было бы продать его, пусть даже дешевле – главное чтоб сеть не простаивала, ибо себестоимость ее работы практически не зависит от того, разговаривают люди или нет. Значит, нужно сделать так, чтоб разговаривали. В результате на рынок от всех операторов сразу выходят предложения, суть которых заключается в бесплатных или очень дешевых звонках в ночное время. <br><br>Действительно, по стандартному тарифу люди разговаривать ночью не будут, а снизив его в несколько раз, можно загрузить сеть разговорами любителей не спать по ночам (а не спать и гулять люди предпочитают все-таки летом). Однако во всей этой ситуации удивляет больше всего тот факт, что рекламные бюджеты, выделяемые на продвижение столь узкоспециализированных нишевых продуктов, не намного меньше тех, что работают на массовый рынок. Тем самым у обывателя возникает ощущение новизны и значимости события, хотя на перераспределение сил на рынке они, конечно, не влияют.<br> <br><b>Сенсация и революция</b> <br>Зато на перераспределение сил влияют действительно серьезные интересные предложения, которыми похвастаться пока что может только ЗАО "Дельта Телеком" (торговая марка "SkyLink"). Несмотря на то, что решения, предлагаемые "СкайЛинком", являются традиционно нишевыми, поскольку ориентированы на высокобюджетных абонентов, которых не так много, оператор за последние недели сделал несколько действительно революционных предложений. Сначала это был высокоскоростной Интернет, тарифицируемый привычным для большинства людей образом – по времени (при этом его стоимость сопоставима с тарифами на модемный доступ у городских интернет-провайдеров), а затем – тариф "Сенсация", на котором в неограниченном количестве предлагается не только голосовая связь, но и доступ в Интернет. При этом стоимость "пакета" сопоставима со стоимостью модемной безлимитки от традиционного провайдера либо со стоимостью "телефонной" безлимитки от сотового оператора – и сенсация заключается в том, что по цене одной услуги предлагаются сразу две. <b>Что дальше?</b> Очередной всплеск маркетинговой активности операторов, однако, не за горами. Согласно последним веяниям Минсвязи с 1 июля операторы должны будут предоставить бесплатные пороги и посекундную тарификацию с начала разговора на всех тарифных планах. Кроме того, звонки со стационарных телефонов на мобильные могут стать платными. В результате привлекательность многих тарифных планов может значительно снизиться – следовательно, операторам придется придумывать что-то новое. По прогнозам аналитиков, в Петербурге наиболее вероятно введение "Мобильной безлимитки" у GSM-операторов, появление "всех входящих бесплатно" на массовых тарифах, а также возвращения "безлимитного GPRS-Интернета" (напомним, когда-то за $7 в месяц его предоставлял "Билайн"). Что касается последнего, то наиболее вероятны такие инициативы у "МегаФона" и Tele2 (оператор собирается запустить услуги GPRS в ближайшее время).