«Элиен» полетит на экраноплане

Группа компаний «Элиен» получила патент на несколько модификаций экранопланов – летательных аппаратов, которые на малой высоте могут развивать скорость 180-250 км/ч. «В 2001 году на базе обанкротившегося НПП Экспериментального Судостроения...

Группа компаний «Элиен» получила патент на несколько модификаций экранопланов – летательных аппаратов, которые на малой высоте могут развивать скорость 180-250 км/ч.<br><br>«В 2001 году на базе обанкротившегося НПП Экспериментального Судостроения (бывший филиал ЦНИИ им. Крылова в Чкаловске, Нижегородская область) мы открыли собственное конструкторскою бюро «Элиен-Чкаловск», - рассказывает Алексей Гаккель, коммерческий директор ООО «Элиен». – Весной КБ получило патенты на все модификации экранопланов, и теперь мы попытаемся внедрить эти разработки».<br><br>Самый маленький экраноплан на 8 пассажиров стоимостью около $500 тыс «Элиен» планирует построить на собственные средства и эксплуатировать с своем структурном подразделении «Элиен-Шиппинг». Более крупные модификации на 25 и на 40 пассажиров председатель совета директоров «Элиен» Алексей Гаккель планирует предлагать западным судоходным компаниям, специализирующимся на перевозке пассажиров. Стоимость головного судна на 40 пассажиров составит $7-9 млн, а последующих $4,5-5 млн.<br><br><b>Заплатим акциями</b><br>В разработке двигателя для экранопланов принимает участие ФГУП «Завод им. Климова». Как сообщил Алексей Гаккель, в ближайшее время будет зарегистрировано ООО «Экранофлот», которое займется производством и реализацией этой техники. Возможно, что крупные партнеры «Элиен» по этому проекту войдут в состав учредителей компании.<br><br><b>На большой дистанции</b><br>Юло Колло, технический директор AS Tallink Grupp, одного из крупных пассажирских морских превозчиков, сообщил, что его компания заинтересована в новых разработках в этой области.<br><br>«Мы знакомы с принципом работы экраноплана, и этот проект нам был бы интересен именно на длинных дистанциях, например, Таллин-Стокгольм, где при определенных условиях он мог бы составить конкуренцию самолетам, - собщил Юло Колло. – Однако нам сперва нужно увидеть, как эти устройтсва двигаются и работают, а только после этого можно будет говорить более предметно».<br><br>В то же время, по словам Юло Колло, в последнее время скоростные перевозки стали менее рентабельны из-за резко увеличившейся цены на светлые нефтепродукты. Так, по его словам, стоимость топлива для нынешних скоростных судов в Европе за несколько лет возросла в 3 раза до более $500 за тонну. Возникнет и проблема инфраструктуры – обычные портовые причалы не могут принимать экранопланы.<br><br><b>Море волнуется – раз…</b><br>Также основной конек экранопланов – скольжение над поверхностью имеет и негативные стороны. Например, для экраноплана 40 мест, по словам Алексея Гаккеля, без проблем может летать над морем при высоте волны в 3 метра, тогда как Юло Колло отметил, что на Балтийском море большую часть года волнение регулярно превышает этот показатель.