Президент отберет у пиарщиков миллионы долларов

В 2005 году рынок PR может сократиться в 1,5 раза

В 2005 году рынок PR может сократиться в 1,5 раза<BR> СПб. Специалисты разошлись в оценке будущего рынка PR. Причина -- принятие закона об отмене прямых губернаторских выборов, который повлияет на его объем и структуру.<BR> Часть аналитиков полагает, что после воплощения в жизнь президентских инициатив по назначению губернаторов и выборам депутатов Государственной думы РФ по партийным спискам российский рынок PR может сократиться в 1,5 раза. По мнению Ильи Мельника, долгое время проработавшего независимым политконсультантом, а ныне работающего менеджером проектов ООО "О+К Маркетинг+Консалтинг", именно выборы губернаторов и депутатов-одномандатников составляли около 95% объемов рынка политконсалтинга. Эксперты полагают, что в Петербурге он исчисляется примерно $16 млн в год, что составляет 2% рынка политконсультирования в стране. По данным Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), этот сегмент занимает 2/3 объема всего российского рынка PR.<BR> "Объем рынка политконсультирования значительно сократится, это очевидно, -- считает президент Холдинга "Паблисити" (Москва) Гай Ханов, -- но при этом возрастет спрос на такие эксклюзивные услуги политконсультантов, как лоббирование и персональный политический консалтинг". Другая часть аналитиков считает, что президентские инициативы будут способствовать увеличению объема рынка.<BR> "Политические партии будут вынуждены перейти от режима работы "от выборов к выборам" к модели постоянной работы, -- считает директор ООО "Би Си Коммьюникейшенз" Ольга Чернышова. -- Не обойдутся без помощи консультантов и "назначаемые" губернаторы, просто направление воздействия будет смещено от населения к местным властным структурам и федеральному центру. Как мы уже можем наблюдать, изменение рекламного законодательства в отношении пива повлекло за собой не уменьшение, а, скорее, увеличение затрат на PR и рекламу".<BR> <B>Трудности перехода</B><BR> Вероятное сокращение рынка PR, по мнению его участников, не должно вызвать кризис на рынке труда.<BR> Напротив, оно может повысить качественный уровень сегмента бизнес-PR. Профессионалов, занимавшихся выборными технологиями, по оценкам опрошенных "ДП" экспертов, в стране порядка 200 человек. В основном это московские и (реже) петербургские специалисты. Впрочем, реальное количество тех, кто зарабатывает на выборах, посчитать трудно, поскольку большинство из них работает в режиме "диких команд", переезжая каждые полгода из региона в регион. Только в Москве и Петербурге их несколько сотен. В РАСО уверены, что политконсультанты перетекут в сферу бизнес-PR.<BR> "Политконсалтинговые структуры, которые наработали положительный опыт в сфере лоббирования и специализированных политтехнологий, свои позиции на рынке только укрепят", -- рассуждает Гай Ханов.<BR> Уверена в будущем бывших политтехнологов и директор ООО "Би Си Коммьюникейшенз" Ольга Чернышова: "Хороший политтехнолог всегда найдет приложение для своих знаний и умений, например, в сфере бизнес-PR или активно развивающего социального PR". "Организаторы выборных компаний -- уникальные специалисты в области риск-менеджмента, это специфика индустрии", -- считает Илья Мельник. <P> <B>ЦИФРЫ</B><BR> $50 млн -- рекордная в России сумма, потраченная одним из кандидатов на последних выборах губернатора Красноярского края<BR> Источник: Илья Мельник