Второе обращение к произведениям великого Софокла

Сиквелы "Царя Эдипа"

Сиквелы "Царя Эдипа"<BR> СПб. В театре на Литейном прошла премьера спектакля "Антигона". Жанр постановки обозначен как "трагедия". В том смысле, что спектакль грустный.<BR> Для молодого режиссера Андрея Прикотенко это второе обращение к произведениям великого Софокла. Первым был "Эдип-царь".<BR> Несколько лет назад этот спектакль, более похожий на остроумный древнегреческий капустник, чем на античную трагедию, показался публике и критике обаятельным.<BR> Центральным художественным событием стала роль царицы Иокасты, исполненная актрисой Ксенией Раппопорт, чья звезда тогда только зажглась на нашем театральном небосклоне.<BR> <B>Продолжение цикла</B><BR> "Антигона" и "Эдип в Колоне" -- это, как сказали бы сейчас, авторские сиквелы "Царя Эдипа", продолжение фиванского цикла.<BR> Ослепивший себя Эдип покидает Фивы и удаляется в изгнание. Пророчество говорит о том, что город, где он будет похоронен, спасется от гнева богов. Вместе с отцом скитается его дочь Антигона.<BR> Два ее брата, сыновья Эдипа Этеокл и Полиник, вступают в междоусобную войну. Оба погибают, но одного -- защитника Фив -- хоронят с почестями, тело же другого не погребенным лежит под городскими стенами. И тогда Антигона делает то, что оставит ее имя в веках, -- она хоронит брата. За что будет казнена по приказу своего дяди Креонта, нового правителя Фив.<BR> Даже краткий пересказ сюжета дает представление о том, что мы имеем дело с глубинными, базовыми конструкциями человеческого поведения.<BR> Попытка их художественного осмысления и дает трагедию -- жанр, определяемый не тоскливой интонацией и количеством трупов, а масштабом проблем. Трагические герои оттого и "возвышенны", что являются равноправными собеседниками богов, распоряжающихся судьбой.<BR> <B>Шепоты и крики</B><BR> Режиссер Прикотенко сообразил, что острить по поводу трагедии после "Эдипа-царя" скучно. Он собрал все ту же молодую команду и попробовал сделать из античной трагедии психологическую драму, обозначив переживания и всякие душевные томления героев.<BR> Актеры сосредоточились на шепотах и криках, мастерском исполнении древних хоровых песнопений, однако эмоции их не достигали публики, несмотря даже на крошечное пространство площадки. Эдип (Игорь Ботвин) слаб еще со времен предыдущей постановки, Ксения Раппопорт (Исмена) оказалась на втором плане, а Мария Лобачева не "взяла вес" трагической Антигоны.<BR> Симпатичнее прочих выглядел юный Антон Васильев, сыгравший Полиника и Гемона, -- он обаятельно бушевал на периферии сюжета. В целом же попытка распрощаться с развеселым прошлым и сделать серьезное лицо команде Андрея Прикотенко не удалась.