00:0014 декабря 200400:00
38просмотров
00:0014 декабря 2004
За квадратную сажень асфальта в 1839 году давали 6 рублей 29 копеек серебром
За квадратную сажень асфальта в 1839 году давали 6 рублей 29 копеек серебром<BR>
СПб. В XIX в. столь дорогой материал, как асфальт, в Петербурге использовали при ремонте лабораторий, туалетов, казарм, госпиталей и даже квартир.<BR>
Асфальт появился в Древнем Египте и Вавилоне. Древняя Греция и Рим этого материала не знали. В Западной Европе его появление в качестве строительного материала относят к 1825-1827 гг. Премьера состоялась во Франции. Впрочем, дороги тогда асфальтом не покрывали, он использовался в качестве покрытия для сводов крепостей. Первый асфальтированный тротуар появился только в 1833 г. в Лионе.<BR>
<B>На вес золота</B><BR>
В Петербурге первое применение асфальта в качестве дорожного покрытия надо датировать 1839 г. В отчете о проделанных работах говорилось об асфальтировании на дамбе Тучкова моста. Тротуар длиной 90 м и мостовая площадью 27 м2 были покрыты асфальтом толщиной 3 дюйма, то есть примерно 7,5 см. Общая стоимость работ составила 766 рублей серебром. Тогда же были заасфальтированы площадки на Вознесенском пр. для складирования строительных материалов, предназначенных для Исаакиевского собора. В данном случае толщина покрытия достигала лишь 12,5 мм. При этом удельные затраты на асфальтирование 1 квадратной сажени (4,55 м2) равнялись 6 рублям 29 копейкам серебром.<BR>
Этот первый опыт не был признан удачным: зимой асфальт трескался, а летом плавился, и колеса вдавливались в него. Исходные материалы были не импортные, а свои -- черная древесная смола, известь и песок.<BR>
<B>Дворцы и казармы</B><BR>
В 1840-х гг. в Петербург асфальт доставляли из Сызранских удельных дач на Волге, с 1850-х гг. снова стали в необходимых объемах ввозить из-за границы.<BR>
Резкий рывок в качестве строительства с использованием асфальта датируется 1870 г. К тому времени уже было доказано, что по асфальту лошадь везет в 3 раза больше груза, чем по обычной дороге, и что асфальтированное шоссе служит дольше щебеночного. Было признано, что асфальт хорош для гидроизоляционных работ при строительстве зданий.<BR>
Кроме того, асфальтовые полы были признаны уместными в казармах, на рынках, в госпиталях, в подвальных помещениях, где надо часто мыть полы.<BR>
Во второй половине XIX в. в Петербурге усовершенствованиями при использовании асфальта прославился инженер Жданович. По его методике к 1870 г. было произведено множество работ. Асфальтовые полы были уложены в Соляном городе на Всероссийской мануфактурной выставке; своды из кирпича на асфальте плюс слой асфальта поверх сводов сделали в казармах лейб-гвардии Гренадерского полка; на Выборгской стороне в фельдшерской школе асфальт появился в коридорах и лабораториях и т.д.<BR>
В Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ныне Гознак на Фонтанке) асфальтированию подверглись не только проход через двор и водосточные канавы, полы в белильной, подвалах, коридорах и туалетах, но и квартиры. Более того, модное покрытие проникло даже в Зимний дворец. Императорские покои, правда, закатывать в асфальт не стали. Его положили лишь на дорожках в верхнем закрытом саду, на балконе, части кухонного двора, в стойлах на конюшне и в проезде под воротами.