00:0014 декабря 200400:00
15просмотров
00:0014 декабря 2004
СПб. "Менеджер" продолжает разговор о технологиях защиты от враждебных поглощений.
СПб. "Менеджер" продолжает разговор о технологиях защиты от враждебных поглощений.<BR>
В начале 80-х гг. среди видеоигр получила популярность игра, созданная японским дизайнером Тору Иватани, -- Pac-man ("Пэк-мэн"), нечто вроде колобка.<BR>
Ее характерной особенностью стала способность главного героя не только убегать от преследовавших его разноцветных привидений, поедая все на своем пути, но и при некоторых обстоятельствах и нападать на них.<BR>
Первым стратегию "Пэк-мэн" использовал Мартин Сигел, работавший в то время в крупной инвестиционной компании "Киддер, Пибоди" (Kidder, Peabody) и получивший свою известность как эксперт в области защитных схем. В 1982 г. компания "Бендикс" (Bendix) объявила о намерении поглотить компанию "Мартин Мариэтта" (Martin Marietta). Последняя пригласила для организации защиты Мартина Сигела. Пустив в ход стратегию "Пэк-мэн", он добился того, что его клиент перешел в контратаку и выиграл.<BR>
<B>Тема с вариациями</B><BR>
Ответные ходы обороняющейся стороны могут состоять как в подаче встречной заявки на поглощение, так и в приобретении пакета акций покупателя -- с угрозой последующей его передачи другому агрессору.<BR>
Первый вариант представляет собой довольно неожиданный и сильный ход, поскольку компания-агрессор обычно мотивирует свое нападение экономической выгодой от предстоящего объединения. Стратегия "Пэк-мэн" позволяет обратить удар агрессора против него самого: если объединение действительно принесет экономическую выгоду, вряд ли превращение мишени в покупателя помешает этому? В таком случае предпочтение должно отдаваться заявке той компании, которая имеет более сильную команду управляющих. Этот способ защиты подходит таким компаниям-мишеням, которые по мощи (доля рынка, доходы на акцию и т.п.) примерно равны или превосходят агрессора. Если же компании в этом смысле похвастаться нечем, защита "Пэк-мэн" принесет успех только в случае, когда обороняющаяся сторона придерживается второго варианта -- приобретения стратегического пакета акций покупателя и вовлечения в битву третьей стороны (например, "белого рыцаря").<BR>
<B>Кто с мечом придет</B><BR>
В России подобный вид агрессивной обороны применялся неоднократно. Так, в обзоре слияний и поглощений российского нефтегазового рынка за 2000 г. (Нефтегазовое обозрение, 7-8, 2000 г.) упоминалась компания "Славнефть", переживавшая в 2000 г. смену управляющей команды: холдинг концентрировал большую часть долговых обязательств дочерних обществ (1999-2000 гг.) и агрессивно противодействовал атаке ТНК, используя стратегию "Пэк-мэн".<BR>
Максим Титов, эксперт по корпоративному управлению совместного проекта Международной финансовой корпорации и Ассоциации независимых директоров