Герой, покорив мир, при жизни становится богом

Жанр не предполагает истины

<B>Жанр не предполагает истины</B><BR> СПб. Долгожданная премьера "Александра" Оливера Стоуна подтвердила аксиомы: мода на жанр пеплум продолжается, но настоящие удачи ждут подлинных режиссеров.<BR> Развесистая древнегреческая клюква "Трои" Вольфганга Петерсена сослужила добрую службу "Александру": любой перебор Стоуна публика воспринимает с благодарностью, понимая, что могло быть хуже.<BR> <B>Слон берет коня</B><BR> Жанр биографического фильма (байопика) не предполагает истины.<BR> Для автора гораздо важнее найти настоящего героя, чьи жизненные перипетии достаточно полно раскрыли бы авторскую идею.<BR> Автор байопика не исследователь, а шахматист, расставляющий людей, как фигуры на шахматном поле. Оливер Стоун выбрал наилучшего из "белых офицеров": полем битвы для Александра Македонского служил весь известный мир.<BR> В знаковой сцене атаки в джунглях боевой конь Александра случайно встал на дыбы перед вздыбленным слоном противника. Дорогой сердцу режиссера момент, когда шахматы начинают действовать без подсказки.<BR> Стоун не просто наслаждается воссозданием дворцов Македонии и Вавилона и грандиозными панорамными съемками гор -- с помощью операторских приемов он ищет место, где "Земля закругляется". Александр Македонский (Колин Фаррелл) не только занят строительством колоссальной империи, но и должен выполнить предназначение: покорив мир, стать героем, чьи подвиги будут сопоставимы с деяниями в мифах.<BR> <B>Ученик Аристотеля</B><BR> Географическими и политическими завоеваниями герой не ограничивается.<BR> Духовная вертикаль в жизни исторического Александра Македонского Стоуну не менее важна, чем запутанные фрейдистские отношения с матерью (в роли Олимпии -- Анджелина Джоли) и предельно ясные гомосексуальные связи с сердечным другом Гефестионом (Джаред Лето).<BR> Великий герой, ученик величайшего из философов, Аристотеля, Александр всю жизнь соотносил поступки с мифами, примеряя на себя подвиги Геракла и Ахилла, рваную печень Прометея и смерть детей Медеи. Стоун щедрой рукой награждает героя божественными атрибутами (собственно, Александр при жизни признан богом): над полями сражений летит Орел, а смертную чашу из рук друзей принимает могучий Лев. Империя возможна при наличии императора. <P> <B>биография</B><BR> <B>Оливер Стоун</B><BR> - Режиссер, сценарист.<BR> - Родился в 1946 г. в Нью-Йорке.<BR> - Автор сценариев более 22 фильмов. Среди режиссерских работ -- фильмы "Взвод" (1986), "Сальвадор" (1986), "Уолл-стрит" (1987), "Рожденный 4 июля" (1989), "Дорз" (1991), "Дж.Ф.К." (1991), "Прирожденные убийцы", "Никсон" (1995), "Поворот" (1997).<BR> - Дважды лауреат Оскара за лучшую режиссуру (за "Взвод" и "Рожденный 4 июля").<BR> - Пятикратный лауреат "Золотого Глобуса". Призер Берлинского и Венецианского кинофестивалей.