00:0010 декабря 200400:00
6просмотров
00:0010 декабря 2004
Жанр не предполагает истины
<B>Жанр не предполагает истины</B><BR>
СПб. Долгожданная премьера "Александра" Оливера Стоуна подтвердила аксиомы: мода на жанр пеплум продолжается, но настоящие удачи ждут подлинных режиссеров.<BR>
Развесистая древнегреческая клюква "Трои" Вольфганга Петерсена сослужила добрую службу "Александру": любой перебор Стоуна публика воспринимает с благодарностью, понимая, что могло быть хуже.<BR>
<B>Слон берет коня</B><BR>
Жанр биографического фильма (байопика) не предполагает истины.<BR>
Для автора гораздо важнее найти настоящего героя, чьи жизненные перипетии достаточно полно раскрыли бы авторскую идею.<BR>
Автор байопика не исследователь, а шахматист, расставляющий людей, как фигуры на шахматном поле. Оливер Стоун выбрал наилучшего из "белых офицеров": полем битвы для Александра Македонского служил весь известный мир.<BR>
В знаковой сцене атаки в джунглях боевой конь Александра случайно встал на дыбы перед вздыбленным слоном противника. Дорогой сердцу режиссера момент, когда шахматы начинают действовать без подсказки.<BR>
Стоун не просто наслаждается воссозданием дворцов Македонии и Вавилона и грандиозными панорамными съемками гор -- с помощью операторских приемов он ищет место, где "Земля закругляется". Александр Македонский (Колин Фаррелл) не только занят строительством колоссальной империи, но и должен выполнить предназначение: покорив мир, стать героем, чьи подвиги будут сопоставимы с деяниями в мифах.<BR>
<B>Ученик Аристотеля</B><BR>
Географическими и политическими завоеваниями герой не ограничивается.<BR>
Духовная вертикаль в жизни исторического Александра Македонского Стоуну не менее важна, чем запутанные фрейдистские отношения с матерью (в роли Олимпии -- Анджелина Джоли) и предельно ясные гомосексуальные связи с сердечным другом Гефестионом (Джаред Лето).<BR>
Великий герой, ученик величайшего из философов, Аристотеля, Александр всю жизнь соотносил поступки с мифами, примеряя на себя подвиги Геракла и Ахилла, рваную печень Прометея и смерть детей Медеи. Стоун щедрой рукой награждает героя божественными атрибутами (собственно, Александр при жизни признан богом): над полями сражений летит Орел, а смертную чашу из рук друзей принимает могучий Лев. Империя возможна при наличии императора.
<P>
<B>биография</B><BR>
<B>Оливер Стоун</B><BR>
- Режиссер, сценарист.<BR>
- Родился в 1946 г. в Нью-Йорке.<BR>
- Автор сценариев более 22 фильмов. Среди режиссерских работ -- фильмы "Взвод" (1986), "Сальвадор" (1986), "Уолл-стрит" (1987), "Рожденный 4 июля" (1989), "Дорз" (1991), "Дж.Ф.К." (1991), "Прирожденные убийцы", "Никсон" (1995), "Поворот" (1997).<BR>
- Дважды лауреат Оскара за лучшую режиссуру (за "Взвод" и "Рожденный 4 июля").<BR>
- Пятикратный лауреат "Золотого Глобуса". Призер Берлинского и Венецианского кинофестивалей.