Эротика свистит в Петербурге

Фривольные сюжеты увеличивают стоимость народных игрушек

<B>Фривольные сюжеты увеличивают стоимость народных игрушек</B><BR> СПб. "Не свисти, денег не будет" -- так утверждает народная мудрость. Однако именно свистульки стали для предпринимателя Александра Кривцова основным источником дохода.<BR> При этом фирменные свистульки от Александра Кривцова имеют не традиционные формы, а, как бы это получше выразиться, эротические.<BR> <B>Массмаркет</B><BR> За год Александр превращает в свистульки примерно 5000 комочков глины.<BR> Помимо эротики мастер делает и более традиционные изделия: птички, свинки, кошечки, бельчата, медвежата, крокодилы, слоны, обезьянки, бегемотики, а также разнообразные свистулечные композиции -- русалка "на дубе том" с "котом ученым", птица-тройка с девицами и гармонистом.<BR> Мини-свистульки не больше 1 см ростом, макси -- весят по несколько килограмм. Маленькие издают высокий, весьма пронзительный свист, большие басят и утробно гудят. Чем больше дырочек в свистульке, тем больше звуков она способна издать, создавая порой весьма затейливые мелодии. Из новинок -- стереосвистульки, в которых звук раздваивается, проходя по двум "телам" игрушки.<BR> Обычную свистулечную живность Александр относит к категории массового производства, ему же больше нравится выполнять спецзаказы.<BR> "Особенно примечательным был заказ от нашего местного управления внутренних дел. Начальник на день милиции, кажется, заказал свистульки для всех отделов. Написал список, каких животных хочет видеть, а я уже лепил-сочинял. Помню, для отделения угрозыска лепил волков с пистолетами, были там еще медведи, змеи, осы -- это, кажется, для прокуратуры", -- перечисляет Александр Кривцов.<BR> <B>Камасутра</B><BR> Автор утверждает, что эротические свистульки вызывают у него особый творческий подъем, подвигая на разработку новых форм и композиций.<BR> У себя дома Александр держит образцы таких работ не на открытых полках, а за дверцами шкафа: "Ведь в дом и гости с детьми заходят". Свистульки делятся на два основных класса: мужчины, очевидно переживающие бурные эротические переживания, и парочки а-ля камасутра. Все экземпляры действующие, то есть свистят.<BR> "Эротические свистульки я начал лепить почти с самого начала, -- делится Александр Кривцов. -- Как-то сидел холостяцкой ночью и слепил первую. Потом показал знакомым -- всем понравилось. А сейчас я в основном их и сочиняю. Свистульку же придумать надо. Обычные уже леплю по привычке, а эти все время новенькие придумываю. Фантазия у меня богатая".<BR> Придумки в основном носят юмористический характер. Есть серия "профессиональная": доктор со шприцем, водопроводчик с краном, электрик с лампочкой, пожарник с брандспойтом, охотник с двустволкой, член-корреспондент с пером.<BR> Особенно любимы мастером композиции моряк с морячкой, боярин с боярыней, генерал с адьютантом. Для получения высокоэротического свиста композицию, как правило, следует разъединить.<BR> "К сожалению, женщины у меня получаются хуже мужчин. Мужички-то -- юмористические, а вот женщины какие-то пошловатые выходят. Как из "Плейбоя" , -- пожаловался Александр Кривцов.<BR> Свистульки народ сметает с прилавков "со свистом". Эротический фактор позволяет Александру повышать цену в 2,5-5 раз по сравнению с обычным свистулечным массмаркетом. Самые дорогие экземпляры стоят до 800 рублей.<BR> Особенно предприниматель горд тем, что одним из его клиентов стал директор единственного в Европе музея свистулек Museo dei Cuchi di Cesuna, который специально для этого приехал в Петербург из Италии и приобрел сразу несколько десятков экземпляров.<BR> "Меня иногда ругают, говорят, опошляю русское народное творчество, -- пожимает плечами Александр Кривцов. -- Я так не считаю. Почитайте сказки Афанасьева, вот уж где эротика так эротика. Я не понимаю, почему такие неестественные вещи, как мордобой, можно целыми днями по телевизору показывать, а эротику нельзя".<BR> <B>Случайный свистун</B><BR> Производство свистулек дело, с одной стороны, не слишком затратное, с другой -- весьма трудоемкое.<BR> Александр запасается глиной из ближайшего карьера, закупает темперу и застилает стол клеенкой. За день можно слепить до 100 единиц продукции. Самый сложный момент, требующий ювелирной точности, -- "продырявливание" фигурки, чтобы хорошо звучала. На следующий день подсохшие свистульки отправляются в печь, где температура достигает 900о С. Те 6-7 часов, что в ней "пекутся" свистульки, счетчик электричества крутится со сверхзвуковой скоростью. Еще сутки свистульки остывают в печи. Только после этого можно приступать к раскрашиванию.<BR> "Хотя леплю я быстро, раньше чем через неделю свистульки готовы не будут. Технология такая. На сушку большой свистульки или композиции уходит еще больше времени, -- поясняет Александр. -- Тут еще важно настроение мастера. Если на душе плохо, то и свистулька выходит плохая -- грустная, скучная, злая".<BR> Лепить свистульки Александр начал благодаря перестройке: "Я работал мастером-оформителем, но когда началась перестройка, спрос на разные лозунги и прочие стенгазеты упал. Волей случая я оказался в Центре традиционных промыслов и ремесел Ленинградской области "Макошь". Можно было начать осваивать плетение из бересты или вырезание из дерева, но я выбрал свистульки. С детства лепить любил".<BR> Быстро освоив методику лепки, изучив различные народные техники, от богушеской до филимоновской, Александр увлекся свистульками по полной программе. И уже больше 10 лет остается верным свистулечному промыслу.<BR> "Кроме того, я преподаю, учу детей лепке. Но основной доход -- от свистулек. Хотелось бы, конечно, большего, но откуда может быть большой доход, я же целыми днями дома свищу", -- смеется мастер. <P> <B>цифры</B><BR> около 5000 свистулек делает за год Александр Кривцов