Частная жизнь невских извозчиков

СПб. "Лодочный" бизнес выглядит совсем по-другому, если смотреть на него не с берега, а с борта катера.

СПб. "Лодочный" бизнес выглядит совсем по-другому, если смотреть на него не с берега, а с борта катера.<BR> Несмотря на то что работа речных извочиков у всех на виду, по сути это один из самых закрытых видов бизнеса в Петербурге. Сами лодочники соглашались общаться с корреспондентом "ДП" только на условиях полной анонимности.<BR> С Сергеем, владельцем небольшого бизнеса по перевозке туристов по рекам и каналам, меня свели наши общие знакомые. В условленном месте у причала оказался не катер или речной трамвайчик, а всего лишь потрепанная лодка с прикрепленным сзади мотором, а сам Сергей, матерясь, копался в барахлящем двигателе.<BR> "Канальщики" и "речники"<BR> Двигатель Сергею сломали вовсе не конкуренты: обычные технические неполадки.<BR> Впрочем, конкуренция в сфере речного извоза оказалась весьма специфической. Владельцы лодок и катеров в Петербурге делятся на два больших класса. В первый входят такие, как и Сергей, предприниматели, катающие горожан и туристов по каналам города. Вторую касту составляют "речники", которые возят клиентов по Неве. Отношения между двумя этими конфессиями весьма напряженные. Официально проложенных водных маршрутов в Петербурге на сегодня нет, но среди судовладельцев действует негласное правило: те, кто работает на каналах, не имеют права заходить в Неву, чтобы не портить конкурентам бизнес. Сами "канальщики" объясняют это тем, что люди гораздо охотнее платят деньги за путешествие по Неве на небольшой лодке, чем на "метеоре" или крупном баркасе. В итоге крупные компании, по словам Сергея, всеми возможными методами не пускают "канальщиков" в Неву. Одна из историй, характеризующих уровень отношений внутри "водного" бизнеса, звучала так. Полтора года назад "канальщик" Анатолий решил изменить свой маршрут, сделав заход в Неву. Его несколько раз предупреждали, чтобы он "образумился" -- сыпали песок в бензобак, перекручивали винт. В конце концов все закончилось тем, что Анатолия жестоко избили в собственном подъезде -- так, что он стал инвалидом.<BR> Конфликты между самими "канальщиками" происходят довольно редко. Участники рынка говорят, что количество лодок на водных артериях города сейчас оптимально, поэтому никому не интересно выключать из игры конкурентов по ходу сезона -- все равно свои лодки на чужой маршрут не поставишь. Основные подводные течения возникают только перед началом навигации, когда лодки проходят "аттестацию". Высшим пилотажем считается приобрести заранее лодки, затем подмазать инспекцию, чтобы она не выдала лицензию зазевавшемуся конкуренту, а потом быстро зарегистрировать свои плавсредства. <P> <B>табу</B><BR> Судоводителям запрещается:<BR> - останавливаться у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 м выше и ниже их (за исключением случаев, когда маломерные и парусные суда выполняют производственные задания);<BR> - останавливаться под мостами;<BR> - пересаживаться с одного маломерного судна на другое во время движения;<BR> - плавание под парусами на всем протяжении реки Невы, по рекам и каналам Петербурга.