Торговцы уходят в партизаны

Маленькие продовольственные магазины осваивают рыночные методы борьбы с гипермаркетами

<B>Маленькие продовольственные магазины осваивают рыночные методы борьбы с гипермаркетами</B><BR> СПб. Борьба за кошелек покупателя в рознице оставляет небольшим магазинам все меньше жизненного пространства. Рецепт выживания -- сделать свои минусы плюсами.<BR> Маленький магазин не может тягаться с сетевым широким ассортиментом и низкими ценами, но может найти своего покупателя. Перспективными становятся форматы "магазин по соседству" и "специализированный магазин".<BR> <B>Человечное отношение</B><BR> "Даже небольшой магазинчик, продающий только овощи, может иметь более широкий выбор этих овощей, нежели супермаркет", -- говорит менеджер по маркетингу и коммуникациям ЗАО "Эй Си Нильсен" Татьяна Апатовская.<BR> По ее мнению, будущее мелкой розницы -- в небольших по площади специализированных премиум-магазинах или лавках, чрезвычайно популярных в Европе. "Они обслуживают жителей одного квартала и привлекают свежестью продуктов и человечным отношением к клиентам", -- добавляет она.<BR> В отличие от супермаркетов, где царит технология, а покупатель одинок среди многометровых полок с товаром, в таком магазине можно взять продукты в кредит "по знакомству", а прекрасно знающий своих клиентов торговец уже заранее подберет к заказу любимый сорт кефира.<BR> <B>За углом</B><BR> Александр Полек, владелец небольшого продуктового магазина "Три Кита", рядом с которым построили супермаркет "Пятерочка", ориентируется на вкусы постоянных покупателей. Он выяснил, например, что жители близлежащих домов предпочитают испанские вина французским и очень любят сласти.<BR> "Если говорить, например, о конфетах, то в супермаркете они уже расфасованы, а я могу сделать ассорти из нескольких наименований", -- говорит Александр Полек. Теперь люди после посещения супермаркета докупают необходимые товары в этом магазине.<BR> Еще одна возможность для малого бизнеса -- время работы. "Многие супермаркеты работают до 21.00, а я закрываюсь в 23.00", -- говорит Александр Полек.<BR> Ради снижения издержек и оптимизации торгового процесса он лично занимается выбором и доставкой товаров, не только управляя своим магазином, но и выполняя работу шофера и грузчика.<BR> ООО "Антарис" продает продукты неподалеку от гипермаркета "О'Кей" и также ориентируется на мелкие, но частые покупки. "Жители близлежащих домов -- зачастую наши постоянные покупатели", -- говорит директор ООО "Антарис" Татьяна Занкевич.<BR> "Петербургский розничный рынок пока далек от насыщения, а клиент не так избалован, как в Москве, -- сравнивает Татьяна Апатовская. -- Мелкие ритейлеры пока не испытывают сильного давления со стороны сетей, однако ситуация неминуемо будет меняться".<BR> <B>Ближе к народу</B><BR> В Москве, где конкуренция жестче, формат "магазина по соседству" вовсю осваивают и сети: АБК, "Седьмой континент", "Перекресток". В европейских странах сетевые магазины занимают 80% рынка, в России пока 10-30%. Как считают специалисты, ситуация будет меняться не в пользу "маленьких".<BR> "В любом случае небольшая торговая точка может более гибко реагировать на колебания потребительского спроса, предоставлять более персонализированный сервис, удовлетворять спонтанный спрос в силу близости к месту проживания потребителя", -- видит выход Татьяна Апатовская. <P> <B>цифры</B><BR> 13,5 тыс. стационарных торговых сетей в Петербурге объединяют более 1400 предприятий<BR> Источник: Управление потребительского рынка КЭРППиТ