Европу представили в карандаше и серебре

СПб. В Эрмитаже проходят сразу две выставки западноевропейского искусства.

СПб. В Эрмитаже проходят сразу две выставки западноевропейского искусства.<BR> В Синей спальне Зимнего дворца можно увидеть более 60 экспонатов из эрмитажной коллекции польского серебра.<BR> Искусство серебряных дел мастеров Польши особенно ярко было развито в XVII -- XVIII вв. Именно этот период представлен на выставке "Польское художественное серебро XVII -- первой половины XIX вв.".<BR> <B>Столица и регионы</B><BR> Польское ювелирное искусство процветало в Гданьске (Данциге) и Вроцлаве, а потом центр переместился в Варшаву.<BR> В Гданьске работали в основном прусские мастера, но поскольку эта территория до конца XVII в. принадлежала Польше, а потом очень долго Пруссии, население здесь было довольно смешанным.<BR> Большая часть мастеров золотых и серебряных дел приезжала из крупных городов Западной Европы -- Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама.<BR> Оседая на новом месте, мастера начинали сочетать традиции своей родной школы и школы местной. Именно по этой причине возникали изделия, не похожие на работы их нюрнбергских или амстердамских коллег: бюргерские кружки с библейскими сюжетами или кружки с вмонтированными монетами и медалями.<BR> <B>Лучший подарок</B><BR> Вторая выставка посвящена французскому рисунку XV -- XVI вв.<BR> Начало собранию Кабинета рисунков Эрмитажа было положено в 1768 г., когда Д. Голицын, русский посол в Гааге, по повелению Екатерины II приобрел 46 картин и около 4 тыс. рисунков разных школ. Выставка в 12-колонном зале Нового Эрмитажа включает около 80 графических работ из Кабинета рисунков музея. Карандашный портрет французской школы -- небольшое собрание в Кабинете, всего 130 листов. Зато все экспонаты -- раритеты, из которых три десятка -- прекрасные "работы первой руки". Среди них можно отметить два рисунка Франсуа Клуэ из коллекции Екатерины Медичи -- портрет Карла IX и портрет самой Екатерины Медичи.<BR> Когда-то карандашный рисунок носил утилитарный характер: это был подготовительный этюд к живописному полотну. Постепенно он превратился в самостоятельный вид искусства, и в нем французские мастера значительно преуспели.<BR> Портреты стали уместным и дорогим подарком. Их брали с собой в поездки, чтобы вручить с посольской миссией, посылали к намечавшемуся бракосочетанию, из них составляли домашние альбомы. Во многих богатых семьях такие альбомы были так же популярны, как теперь фотоальбомы.<BR> И если в начале своего победного развития как вида искусства рисунок был однотонным (его исполняли на белом фоне черным мелом и сангиной), потом стали добавляться цветные мелки, а еще позже -- пастель. <P> <B>справка</B><BR> - Собрание польского серебра формировалось с начала ХVIII в.<BR> - Особый интерес представляют изделия гданьских серебренников, приобретенных, возможно, самим Петром I и его сподвижникаом генерал-фельдмаршалом Борисом Шереметевым.<BR> - Много ценных произведений поступило в Эрмитаж после Октябрьской революции из национализированных дворцов и частных музеев князей Юсуповых, графов Строгановых, Шуваловых, Шереметьевых и других.