Петербург взлетел внезапно

Летуны базировались в Келломяках

<B>Летуны базировались в Келломяках</B><BR><br>СПб. Комплиментарный тезис "Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит" 100 лет назад был верен не только в отношении телег, саней, дрожек и розвальней, но и авиабизнеса.<BR><br>Поначалу Россия ощутимо отставала в построении летной индустрии (летчиков в то время называли даже не авиаторами, а летунами). Первый российский аэроклуб был открыт 21 января 1908 г. Через год клуб насчитывал 400 участников. Спрос породил предложение: начала развиваться и авиационная промышленность. В июне 1910 г. Министерство торговли и промышленности выдало Первому российскому товариществу воздухоплавания "Крылья" разрешение на открытие в Петербурге завода по строительству летательных аппаратов. Работа завода началась с постройки аэропланов "Россия -- А" и "Россия -- Б" конструкции Николая Ребикова.<BR><br>Промо-акция<BR><br>Новая индустрия нуждалась в promotion. Авиаторы решили, что этому будет лучше всего способствовать праздник воздухоплавания.<BR><br>Для праздника с участием большого числа самолетов необходимо было создать аэродром с гладким земляным летным полем и трибунами для зрителей. Аэродром, названный Комендантским, строился в Келломяках, в то время пригородном районе столицы. Уже перед самым праздником -- 5 сентября -- на летном поле все еще работали две роты саперов, выравнивавших поверхность земли. Газета "Новое время" писала: "На Комендантском поле вырос целый город, где тысячи людей копошатся, как муравьи".<BR><br>Праздничный проект с самого начала испытывал много трудностей, в первую очередь финансовых. Организаторы сетовали, что руководство Петербурга проявляло полное равнодушие к воздушному замыслу. Не был, в частности, решен и вопрос с выделением денег на призы за успешные выступления. По некоторым сведениям, на призы выделялось всего 10.000 рублей. Используя праздник как источник для пополнения доходов, товарищество "Крылья" открыло на аэродроме контору по продаже самолетов всех систем.<BR><br><B>Летуны</B><BR><br>Первый всероссийский праздник воздухоплавания открылся 8 сентября 1910 г. В официальных состязаниях участвовали 15 самолетов типа "Фарман", "Блерио", "Антуанетт" и отечественный "Россия -- А".<BR><br>Кроме того, оргкомитет решил расширить программу, включив в нее демонстрацию воздушных шаров и подъемы на аэростатах.<BR><br>Первым в небо взлетел "Фарман", т<BR><br>олько что приобретенный за 28.000 франков (10.000 рублей).<BR><br>Уже первый день показал, что российские летуны быстро догоняют иностранцев. Офицер Руднев в соревнованиях по продолжительности полета сумел продержаться в воздухе 56 минут. 17 сентября "Новое время" хвасталось: "Неделя соревнований показала, что русское воздухоплавание стало на твердую почву. Мы не только не отстали от западной соседки -- Франции, но оставили ее далеко за собой".<br><P><br><B>цифры</B><BR><br>10 тыс. рублей составлял призовой фонд Первого всероссийского праздника воздухоплавания