На Благодатной зажгли лампочку будущего

Водород заменит бензин

<B>Водород заменит бензин</B><BR> СПб. Осенью 1941 г. в Ленинграде был сконструирован первый автомобиль, работавший на водороде.<BR> Военных техников толкнула на это нужда: в блокадном городе не хватало бензина.<BR> Шестьдесят лет спустя в Петербурге инженеры вновь работают над водородным двигателем. И проблема схожая -- нехватка топлива. Только теперь не в городском, а в мировом масштабе.<BR> <B>Без Чубайса</B><BR> Лабораторный корпус ЦНИИ судовой электротехники и технологий (ЦНИИ СЭТ) на Благодатной ул., железный стол, на нем пачка тончайших пластин. Больше всего она напоминает снятый с грузовика радиатор. Однако сеть контрольных проводов и целая стенка измерительных приборов поневоле внушают уважение.<BR> -- Слышите, как жужжит? -- интересуется Геннадий Кулаков, начальник отдела конструкций, технологий и испытаний.<BR> -- Нет, -- честно отвечаю я.<BR> -- Правильно. Потому что она не жужжит. А также не вибрирует, не пахнет и ничего не излучает. В этом вся прелесть. Только электричество, немного тепла и немного дистиллированной воды -- чистая энергия. Мы берем 50 г водорода, добавляем 400 г кислорода и получаем 1 кВт/ч, понимаете?<BR> Он поворачивает выключатель. Гирлянда лампочек рядом со столом вспыхивает ярким светом. Это похоже на фокус -- алле-оп, из ничего явилось электричество.<BR> Из-под воды<BR> На самом деле, чтобы лампочка зажглась, понадобилось 25 лет работы почти 30 специализированных предприятий. Интеллектуальное ядро исследований сформировалось в Специальном конструкторском бюро котлостроения (СКБК).<BR> Группа главного конструктора Авакова начала работу над водородной энергетической установкой в 1978 г. Естественно, по заказу военных -- вся передовая советская наука работала на "оборонку". К концу 80-х гг. было детально разработано несколько двигателей для различных типов подводного транспорта. Одна из установок была доведена до этапа опытного образца и в 1991 г. успешно сдана в эксплуатацию.<BR> В конце 2003 г. СКБК, Балтийский завод и ЦНИИ СЭТ приняли решение объединить свои усилия по созданию энергоустановки на базе ЦНИИ СЭТ.<BR> "Стало ясно, что на оборонный заказ в ближайшем будущем рассчитывать не приходится. В то же время сидеть и смотреть, как отставание от западных разработчиков все увеличивается, тоже не хотелось. Поэтому мы приняли решение -- "переводить" установку на гражданские нужды, -- говорит Вениамин Аваков, заместитель директора ФГУП "ЦНИИ СЭТ". -- Необходимо было удешевить элементную базу (разумеется, без ущерба для надежности и безопасности установки) с сохранением качества". <P> <B>Поедет</B><BR> Реальный срок создания установок -- год-полтора. Стоимость работ достигает $10 млн. Таких денег у института нет, есть полмиллиона, выделенных "Норильским никелем" в рамках его "Водородной программы". "Норильский никель" -- пока единственная российская компания, вкладывающая деньги в водородную энергетику. Заинтересованность понять можно -- водородная энергетика невозможна без металлов платиновой группы, половина мировых запасов которых принадлежит "Норильскому никелю".<BR> Государство в водородную энергетику деньги не вкладывает, в энергетической стратегии России до 2020 г. про нее вообще нет ни слова. Попытки создать в России национальный план действий в области водородных технологий и топливных элементов под эгидой Минпромнауки пропали после ликвидации министерства.<BR> "Мы сильно отстали, но ситуация не является необратимой, -- уверен Вениамин Аваков. -- Хотите, я вам покажу первый российский водородный автомобиль?" Он подводит меня к окну. Во дворе института мокнет под дождем армейский ГАЗ, совершенно не концептуального вида. "Вот он. Делали по заказу военных, потом у них деньги кончились. Готовность -- 80%". <P> <B>кстати</B><BR> 50 г водорода и 400 г кислорода необходимо для производства 1 кВт/ч электроэнергии<BR> Источник: ЦНИИ СЭТ