00:0008 октября 200400:00
8просмотров
00:0008 октября 2004
В Западной Европе кавалеры затмевали своими нарядами дам
<B>В Западной Европе кавалеры затмевали своими нарядами дам</B><BR>
СПб. Во дворце Меншикова открылась и будет работать по 11 января выставка "Искусство вышивальщика. Западноевропейская вышивка XVI-XIX вв. из собрания Эрмитажа".<BR>
В Западной Европе со времен Возрождения знали толк в вышивке.<BR>
Ее применяли в панно для убранства интерьера, в мебельной обивке, ею украшали покрывала, скатерти, она находила применение в декорировании верхней одежды -- трудно найти нарядный костюм той поры, не важно, мужской или женский, который обошелся бы без вышивки.<BR>
Иные дамские юбки представляли собой сплошные вышитые полотнища, а головные уборы были произведением искусства.<BR>
<B>И в пир и в мир</B><BR>
Весьма разнообразно использовалась вышивка в украшении одежд духовенства и ритуальных предметов -- особенно этим отличалась католическая церковь.<BR>
Блеск Ватикана порой затмевал сияние европейских королевских дворов. Например, дивно хорош покров на чашу с изображением евангелиста Иоанна: по малиновому шелку вышивка гладью, с серебряной и золотой канителью, а по краям покров обшит металлическим кружевом.<BR>
Очень разнообразны выставленные образцы басонных работ (кисти, бахрома, тесьма): там использовался и цветной шелк, и отбеленный лен, и металлическая нить. А уж как украшали себя галантные кавалеры -- в их камзолах можно увидеть и блестки, и цветные стеклышки, и фольгу, мастерски вплетенные в шитье. Вышитые кошельки, обложки книг, сумочки были популярны в Европе. Несколько особняком стоит французская вышивка: именно во Франции было принято украшать интерьеры дворцов панно с декоративным шитьем.<BR>
<B>Мужское дело</B><BR>
Некоторые недоумевают: почему выставка названа "Искусство вышивальщика", а не "Искусство вышивальщицы".<BR>
Куратор выставки -- старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Косоурова пояснила, что на Западе тонкая вышивка была мужской прерогативой. Считалось, что женщины хуже справлялись с такой работой, их не обучали такой вышивке и не брали в цеха. Только когда появились печатные образцы вышивок, женщины стали понемногу обучаться ремеслу, граничащему с искусством.<BR>
Постоянной выставки вышивки нет и не может быть: эти вещи не могут долго находиться на свету: им необходимы особые условия хранения (определенная температура, влажность и, самое главное, -- минимум освещения). Вышивка выдерживает лишь кратковременные экспозиции, после которых она подлежит обязательному осмотру и, если надо, реставрации.
<P>
<B>факты</B><BR>
- В основе собрания вышивки -- коллекция, собранная во второй половине XIX в. по инициативе барона Штиглица.<BR>
- На выставке представлены образцы вышивки мастеров Германии XVIII в. Ранее они заменяли книги узоров, затем служили моделями для обучения мастериц.<BR>
- В Эрмитаже хранится 1500 образцов западноевропейской вышивки.