00:0017 сентября 200400:00
36просмотров
00:0017 сентября 2004
Илья Утехин открыл музей коммунальной квартиры
<B>Илья Утехин открыл музей коммунальной квартиры</B><BR>
СПб. В Петербурге огромное количество музеев, рассказывающих про виртуальную жизнь дворцов, замков, крепостей, резиденций и особняков.<BR>
Недавно в городе открылся музей, посвященный реальной жизни миллиона или около того петербуржцев. Музей уже осмотрели 14.101 человек. Посетителей из США почти столько же, сколько из России. Здесь можно походить, посмотреть и даже послушать, но нельзя ничего потрогать. Потому что музей -- виртуальный.<BR>
<B>Лампочки</B><BR>
Экспонат первый. На замызганной двери прилеплено штук пять звонков. Пояснение музея: "Жильцы пользовались кодом, согласно которому редкие гости пожилой дамы должны были звонить один раз, а гости ее соседа -- три раза. Дама рассудила, что дверной звонок потребляет больше энергии от частых тройных звонков, чем от редких одиночных, а за электричество и она, и ее сосед платят одинаково, что представляет собой явную несправедливость". Экспонат второй: "Три лампочки -- три выключателя". Музейные работники разъясняют: "Весьма распространенная система освещения мест общего пользования, при которой каждый съемщик имел, например, в туалете свою лампочку, выключатель от которой располагался в его комнате. Существенное неудобство снижало ценность данного приспособления: пока кто-то идет из своей комнаты, включив свет, туалет мог быть занят другим соседом, который оказался ближе".<BR>
Создатель музея коммунальной квартиры (по совместительству -- декан факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге) Илья Утехин сам 30 лет прожил в коммуналке в доме Эмира Бухарского, в которой когда-то было прописано больше 50 человек. Однако коммунальным проектом он занялся вовсе не по личным причинам. "Все началось с происшествия с моим французским приятелем-философом, который приехал в Россию и ходил каждое утро ко мне в гости. Лифт не работал, и на площадке между пятым и четвертым этажами он встретился с дерьмом. Явно человеческим, не собачьим. Это его озадачило, но, когда он появился там на следующий день, его еще больше озадачило то обстоятельство, что это дерьмо никуда не исчезло. Он ходил каждый день и всякий раз становился все озадаченнее и озадаченнее и спрашивал: "Ну почему же вы не сделаете некое коллективное усилие? Почему? Вы же здесь живете".<BR>
В ходе исследований директор виртуального музея выяснил много интересного: "Коммунальная квартира -- специфический советский феномен. Несмотря на то что люди во всем мире живут скученно и очень часто в одной квартире оказывается несколько семей. Но это -- не определение коммуналки. Скажем, квартира, где у Достоевского жил Макар Девушкин -- не коммунальная, потому что там есть хозяин, который сам подбирает людей и следит за порядком. Он может сказать: "Ты здесь будешь жить, а ты -- не будешь". В коммунальной квартире этого источника порядка нет. А есть самоорганизация и абстрактная официальная инструкция. Кроме того, коммунальная квартира в отличие от коммуны или кибуца -- сообщество не добровольное и не однородное. Если квартира большая, то там каждой твари по паре -- обязательно есть алкоголик, старушка с приветом и пр.".<BR>
Кроме того, Илья построил целую коммунальную теорию: "Для изолированного коллектива блага жизни, какими бы они ни были: и горячая вода, и доступ к туалету и пр. -- это единый пирог. У всех должно быть поровну. Если у кого-то больше, то, значит, за счет других. Этим определяется осмеянная всеми подозрительность, постоянная попытка контроля над жизнью коллектива. Для того чтобы справедливо разделить, нужно вторгнуться в личную жизнь индивида. Если у НЕГО есть утюг, а у МЕНЯ -- нет, то как считать электричество? Нужно определить, сколько ему пользоваться утюгом, а потом протоколировать". На создание виртуального музея Утехин истратил $2700 привлеченных средств. В перспективе, по мнению Ильи, подобные проекты могут приносить доход: "Виртуальные музеи могут существовать в качестве раскрутки туристического бизнеса. Помимо туризма для рассматривания Эрмитажа есть туризм для рассматривания повседневной жизни. И таких людей много. Кроме того, через музей могут продвигать свою марку агентства недвижимости, занимающиеся, к примеру, расселением коммуналок".<BR>
<B>Запах</B><BR>
Илья рассчитывает помимо интернет-музея открыть и настоящий: "Коммуналку для этого покупать необязательно. Есть авангардные проекты, под которые я ищу инвесторов. Например, музей запахов. Идея примерно следующая: белые стены, нет ни одного предмета. На стены проецируются картины коммунальной жизни. Cамое главное, что, входя на эту экспозицию, человек попадает в единое запаховое пространство, в разных частях которого воспроизводятся ароматы где ванной, где кухни, с которой вдруг доносится аромат блинов или жарящейся рыбы. Все это мешается с ароматом комнаты алкоголиков или кофе. Это память, которая в запахах отображается лучше, чем в словах".
<P>
<B>цифры</B><BR>
$2700 было истрачено на создание виртуального музея коммунальной квартиры