Срок и ставки аренды растут

Создаются договорные отношения

<B>Создаются договорные отношения</B><BR> СПб. Изменение политики арендных ставок и договорных отношений -- одна из заметных тенденций строительного сезона.<BR> По словам Максима Калинина, партнера петербургского офиса компании Baker&McKenzie, девелоперы переходят от фиксированных арендных ставок к использованию арендной платы в проценте от оборота либо фиксированной арендной ставки плюс процент от оборота. Если вещевые ярмарки заключают краткосрочные договоры с арендаторами на срок менее года, то западные девелоперы предпочитают долгосрочные договоры с предоплатой на 3 месяца, а также оплатой обязательных затрат на маркетинг и рекламу.<BR> <B>Нетипичная схема</B><BR> Рынок ритейла в ближайшее время ждет еще одно ноу-хау. В ноябре 2004 г. планируется к вводу торгово-развлекательный центр "Космополис" площадью 11 тыс. м2 с нетипичной для рынка коммерческой недвижимости схемой долевого участия. Примерно половину помещений комплекса заказчик планирует продать, а остальные -- сдать в аренду. Среди "якорных" арендаторов комплекса выступят универсам "Супер Сива", магазин "Мир техники", парфюмерный бутик "Л`Этуаль". В качестве соинвесторов, по мнению специалистов "РЕЙМ Консалтинг" (управляющая компания проектом ТК "Космополис"), выступят торговые операторы, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке Петербурга и России, имеющие профильный бизнес на протяжении как минимум 5 лет. Это будет являться определенной гарантией того, что концепция операторов и торгового центра в целом не будет меняться.<BR> Однако, по мнению Максима Калинина, продавать помещения не совсем логично, поскольку в данном случае будет намного сложнее регулировать взаимоотношения между дольщиками. Понятие "кондоминиума" не применимо к коммерческой недвижимости. Для этого нужно создавать целую систему договорных отношений. <P> <B>есть Мнение</B><BR> Аркадий Теплицкий, вице-президент Торговой группы "Антей":<BR> "Качественных брендов сегодня более чем достаточно -- недостаточно качественных, грамотно построенных торговых площадей. У сильных торговых сетей уже существует проработанная технология, свои представления о формате торговых площадей. Основная ошибка большинства девелоперов заключается в том, что они сначала строят торговый комплекс, а потом начинают заселять. Нужно начинать с другого: получать от "якорей" техническое задание и привлекать их к участию еще на этапе проектирования. Что касается ТК "Пик", мы не предлагаем площади в аренду уже последние полгода. У нас 100%-ная заполняемость торговых площадей, 65-70% наших арендаторов -- московские сети".