00:0013 сентября 200400:00
13просмотров
00:0013 сентября 2004
СПб. В Нидерландах существует система дополнительной правовой защиты населения, предоставляемой уполномоченными по правам человека (омбудсменами).
СПб. В Нидерландах существует система дополнительной правовой защиты населения, предоставляемой уполномоченными по правам человека (омбудсменами).<BR>
"Граждане, которые считают, что власти обошлись с ними неправомерно, могут обратиться с жалобой к омбудсмену. Омбудсмен может высказывать свои идеи по улучшению системы функционирования властей. Несмотря на то что решение не является обязательным, чаще всего к нему прислушиваются.<BR>
<B>Изменения в законе</B><BR>
Нидерланды, будучи децентрализованным унитарным государством, в котором местные власти обладают большой свободой, наряду с национальным омбудсменом имеют также местных омбудсменов. Национальный омбудсмен занимается рассмотрением жалоб, касающихся центрального правительства, провинций и муниципалитетов, тех из них, которые признают его полномочия. Местные власти могут назначать своих собственных омбудсменов.<BR>
В настоящее время из 500 местных органов власти 220 признали юрисдикцию национального омбудсмена. У 25% подобный институт отсутствует, но в скором времени ситуация изменится: недавно в законодательство были внесены поправки, обязующие местные власти либо назначать своего собственного омбудсмена, либо пользоваться услугами одного из соседних.<BR>
<B>Восстановить доверие</B><BR>
Национальный омбудсмен получает около 10.000 жалоб в год, при том что население страны составляет 16 млн человек. Примерно 1000 из этих жалоб имеет отношение к действиям муниципальных и провинциальных властей. Амстердамский омбудсмен получает около 1000 обращений в год. Большинство из них оспаривают действия таких органов, как социальное обеспечение, налоговая инспекция, дорожные комитеты.<BR>
Деятельность омбудсменов привела к значительным улучшениям во многих областях. К примеру, больше внимания уделяется предоставлению услуг гражданам, отлажены процедуры по приему и обработке жалоб, в общем улучшилось взаимодействие с населением. По многим проблемам, выявленным омбудсменами, требуется больше внимания со стороны политиков, а также системное обсуждение. Исправление ошибок, а также извинения за причиненный ущерб не столь очевидны, именно поэтому многие считают, что власть имущие недоступны и не интересуются их проблемами. Омбудсмены считают своей задачей восстановить доверие граждан к представителям власти.<BR>
Когда я была назначена омбудсменом Амстердама в 1987 г., мне казалось, что, для того чтобы реализовать мои идеи по переустройству общества, мне понадобится не более 5 лет. Мне казалось, что после этого представителям власти станет понятно, чего от них добиваются. Теперь, 17 лет спустя, я вынуждена признать, что потребность в подобном институте не пропадет никогда. Омбудсмены -- это те, кто наполняют смыслом идею о том, что все люди равны перед законом, а также те, кто имеет возможности для того, чтобы помогать людям, которые не могут преодолеть всех административных преград. В высокоорганизованном обществе, с огромным количеством законов, зачастую только омбудсмены способны оказать помощь тем, кто не может пробиться сквозь бюрократические препоны".
<P>
<B>на заметку</B>
<P>
Омбудсмен расследует жалобу и выносит решение, в котором дает оценку действиям властей и делает свое заключение.<BR>
История появления омбудсменов восходит к периоду после окончания второй мировой войны, когда впервые заговорили о том, каким образом можно защитить граждан от властей. Дискуссии по данному вопросу продолжались до 70-х гг., когда был назначен первый омбудсмен.