"Мадонна Альба" пересекла океан

Эрмитаж продолжает баловать шедеврами

<B>Эрмитаж продолжает баловать шедеврами</B><BR><br>СПб. Сегодня в Эрмитаже открывается новая выставка -- из Национальной галереи Вашингтона привезли "Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем" ("Мадонна Альба") Рафаэля.<br><P><br>"Мадонна Каниджани", "Мадонна ди Фолиньо", "Мадонна дель Импанната", "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская Мадонна"... Пожалуй, только упоминание последней безошибочно вызовет в памяти имя ее автора -- великого Рафаэля.<BR><br>Мадонна-эмигрантка<BR><br>И "Мадонна Альба" считается одной из самых знаменитых рафаэлевских работ. Когда-то в течение почти 100 лет она благодаря Николаю I украшала экспозицию итальянского искусства Эрмитажа. В 1928 г., благодаря уже не царской власти, картина была продана в коллекцию американского миллиардера и министра финансов США Эндрю Мэллона, вскоре подарившего ее Национальной галерее Вашингтона. Теперь Эрмитажу остается только принимать великое полотно у себя в гостях .<BR><br><B>Римское чудо</B><BR><br>"Мадонну Альбу" Рафаэль создавал, находясь в вечном городе Риме. По приглашению папы Юлия II он расписывал залы Ватикана, воспевая идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его духовных и физических возможностей. Мадонна, младенец Иисус и маленький Иоанн Креститель -- удивительно гармоничная группа, мастерски вписанная Рафаэлем в круглую форму тондо. Теплые краски, изящные наклоны тел, нежные, полные любви взгляды, идеально правильные пропорции. Есть и то, что не заметно на первый взгляд -- маленькие растения на первом плане, смысл присутствия которых понятен лишь посвященным: одуванчики как символ страстей Господних, фиалки как знак главной добродетели Марии -- смирения, анемоны на отвороте плаща Крестителя -- символ смерти и возрождения. И уж далеко не всякий взгляд проследит, отчего в "Мадонне Альба" возникает ощущение сферического пространства и как художник выстроил этот идеальный круг из трех тел. Но любой заметит: все здесь, как писал Александр Николаевич Бенуа, "полно радости, потому что отвечает каким-то заложенным в нас требованиям лада".<br><P><br><B>кстати</B><BR><br>- Второе название картины -- "Мадонна Альба" -- появилось благодаря тому, что в 1686 г. полотно (хранившееся до того в одной из церквей близ Неаполя) приобрел испанец дон Гаспаро де Харо-и-Гусман, маркиз дель Каприо, а по наследству произведение перешло к его дочери, вышедшей замуж за герцога Альба. Оно хранилось во дворце этой семьи в Мадриде более 100 лет, до 1802 г.