Kustom въезжает в историю

Кручу, верчу, всех удивить хочу

Кручу, верчу, всех удивить хочу<BR> СПб. На первом российском фестивале kustom-культуры самыми экстравагантными были велосипеды.<BR> Они ехали медленно и плавно, выделяясь на улице преимущественно внешним видом. С рулем позади ездока. Тандем, в котором второе сиденье и педали расположены так, что велосипедисты сидят друг к другу спиной. Велосипед, у которого вместо покрышек -- кеды. Велосипед со смещенным центром тяжести в колесах. Велосипед с двигающейся во время движения рамой. Велосипед-этажерка: седло у него расположено приблизительно в двух метрах от земли.<BR> <B>Парадоксальность</B><BR> Происходящее в городском центральном яхт-клубе чем-то напоминало американский квартал 50-х гг., который почему-то вполне гармонично вписался в советскую улицу годов так 60-х. Выстроенные в ряд "горбатые" "запорожцы", напротив -- "победы", "жуки", тут же рядом -- чудо-юдо-веломобиль на солнечных батареях. И хотя стиль ретро читался явно, главное в сошедших с конвейерного производства машинах -- не их принадлежность к прошлой эпохе, а соответствие kustom-движению: каждая машина не просто индивидуальна, она парадоксальна. Ну зачем, спрашивается, машине 50 антенн?<BR> Главное в изобретениях адептов kustom-культуры -- нефункциональность и абсурдность всех "фишек" и "наворотов". Примеры: велосипед с выхлопной трубой, машина с двумя рулями.<BR> "Явление kustom-культуры для России в целом и Петербурга в частности -- новое", -- говорит главный идеолог и организатор фестиваля, генеральный директор ООО "Мегацентр" и президент петербургского филиала клуба Rastabike Даниил Фурман.<BR> <B>Езда по следу</B><BR> Среди всех этих необычных велосипедов, владельцы которых именуют себя растабайкерами, явно выделялся один -- с огромным (диаметр -- приблизительно 1,5 м) передним колесом и выглядящим на его фоне "аппендицитом" задним колесом. Владелец этого чуда техники -- коллекционер старых велосипедов и создатель единственного в России Музея истории велосипедного дела Андрей Мятиев. Велосипеды Андрея к kustom-культуре никакого отношения не имеют, но это не умаляет их достоинств. Коллекционер из своего собрания почти в 200 единиц антикварной техники выставил всего один экспонат -- вполне себе рабочего, на ходу, "паука" 1882 г.<BR> "Пожалуй, каждый человек успевает хоть раз в жизни переболеть коллекционированием. Меня прихватило еще в раннем школьном возрасте, но продержался первый интерес в соответствии с законами жанра недолго: в среде филателистов и нумизматов меня не поняли; научному комплектованию коллекции я предпочитал критерий "нравится -- не нравится". Нравилось то, что было более старым. Интерес к истории техники был у меня всегда, сколько себя помню. Самолеты, автомобили, паровозы приводили меня в восторг, а велосипедами я просто пользовался, собирая их на даче из обломков, найденных в заброшенном сарае. Тогда-то мне и пришла в голову мысль: многие занимаются автомобилями, некоторые -- мотоциклами, но никто не интересуется велосипедами, от которых произошли и первые, и вторые! Пустующая ниша была найдена. Весной 1988 г. через друзей я разыскал первый свой действительно интересный велосипед. Приобрел находку за 40 рублей, которые тогда еще что-то весили. Велосипед этот был выпущен итальянской фирмой Вianchi в 1936 г.<BR> Дальше больше: я приобрел еще несколько велосипедов 20-30-х гг. Постепенно накапливался опыт в поиске и реставрации. Путешествуя (естественно, на велосипеде) по стране, я искал велосипедную атрибутику, трофеи былых соревнований, принадлежности и запчасти, документацию и литературу. Пытаясь достичь максимальной достоверности в комплектации велораритетов, собирал их со всей страны буквально по гайке, и иногда это занимало несколько лет. Поиск чего угодно -- чрезвычайно затягивающее занятие, и поиск велосипедов -- не исключение. Ощущения сродни охоте: вот идешь по следу, цель все ближе и ближе, еще рывок -- и мимо, надо начинать все сначала", -- рассказывает Андрей Мятнев.<BR> <B>Ежегодное сумасшествие</B><BR> "Идея организовать фестиваль kustom-культуры возникла у меня после того, как я увидел передачу по ТВ про человека, который живет на велосипедной свалке. Он собирает велики, что-то переделывает, а потом устраивает на них велородео. Принять участие в его мероприятии приезжают люди со всей Америки.<BR> Когда я посмотрел на то, что делает этот человек, то понял, что это настолько бессмысленно, что этим стоит заниматься. Поэтому сначала у меня была мысль организовать велородео, но она плавно переросла в идею фестиваля. Кастомный транспорт может сделать абсолютно любой. Это своего рода проявление индивидуальности и творческих возможностей.<BR> Мне непросто ответить на вопрос, зачем люди занимаются кастомом. Это -- забава, развлечение. Катание на таком велосипеде можно сравнить с запуском воздушного змея. В этих переживаниях очень много из детства. Kustom-культура дает ощущение себя и своего транспорта. Мне лично движение просто необходимо для жизни, движение -- это особое состояние души.<BR> Не стоит искать рациональное зерно в кustom-культуре, если утрировать, то все люди, которые занимаются кастомом, немножко сумасшедшие. Я хотел бы развивать эту культуру и делать фестиваль ежегодным", -- рассказывает Даниил Фурман.