00:0026 августа 200400:00
705просмотров
00:0026 августа 2004
Ну-ка все вместе, уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши, вы!
Ну-ка все
вместе, уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши, вы!
СПб. Этой профессии нигде не учат, и название она носит, прямо
скажем, не комильфо -- клакеры.
А когда клакеров много, с названием происходят еще более неприятные
лингвистические метаморфозы: группу клакеров именуют просто и сердито
-- клакой.
В практике каждого, даже не заядлого, театрала бывали спектакли,
когда происходящее на сцене напоминало ему невероятного уровня
профанацию, от созерцания которой так и хотелось сказать, что
"король-то голый".
Однако то на балконе, то в партере раздавались единичные, но
однозначно наполненные аффектом крики "браво" и равные по силе
вымуштрованному солдатскому шагу овации, из-за чего недовольство
театральным действием списывалось на собственное невежество. И
зритель, сам того не осознавая, начинал вторить хлопающим одиночкам.
Если такое происходит, это означает, что в зале в роли заводил
работают клакеры.
Допдоход
Современные петербургские клакеры не похожи на "исторических" -- это
всего лишь так называемые "сыры" -- преданные поклонники, которые
превратили свою страсть в образ жизни, а некоторые из них -- в
дополнительный источник дохода.
Они поддерживают артиста во время спектакля, криками и
аплодисментами встречая каждый его выход. Такое редко увидишь в театре
драматическом, который по сути своей является трудом всей труппы, в
отличие от оперы и балета, где каждый, по возможности, тянет одеяло на
себя, поэтому с некоторой поправкой на информационную погрешность
можно сказать, что в Петербурге клакеры имеются только в Мариинском
театре.
Как рассказал источник в балетной труппе Мариинского театра,
пожелавший остаться анонимным, клакеры сегодня есть только у
одного-двух артистов, да и те используют их крайне редко. И эти
клакеры не получают за свою работу зарплату, а имеют всего лишь бонусы
-- контрамарки, которые иногда перед спектаклями перепродают
втридорога.
По горячим следам
Ни одна из звезд не признает, что пользуется поддержкой клакеров --
говорят, что просто есть горячие поклонники. Ни один клакер не
сознается, что он клакер, скажет, что поклонник -- и все тут. Поэтому
в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия за помощью
пришлось обратиться к сведущим людям из Мариинского театра. Люди
предоставили нужного респондента, снабдив не только его координатами,
но и здравым предупреждением: "Если обратитесь к нему как к клакеру,
он вообще откажется что-либо рассказывать. Апеллируйте к нему как к
горячему поклоннику". Намотав на ус этот совет, мы встретились с
клакером-поклонником.
Карьера
Краткая справка: Евгений Овчинников, лет 40 с хвостиком, высокий,
гуталинового цвета волосы, работает преподавателем-историком. Игры
доброй воли-94 кардинальным образом изменили его стиль жизни. Нет, он
не стал спортсменом, параллель прослеживается не так явно. Евгений
стал поклонником-клакером.
"На Играх доброй воли в Мариинском театре была запланирована
обширная культурная программа. И цены в театре взвинтили в несколько
раз, наверное, думали, что потечет иностранный турист. Я пришел в
театр к началу спектакля, надеясь на чудо или, как принято говорить,
на русский авось, -- вдруг перед началом выкинут дешевый билет. И,
оказалось, не зря пришел. Дело в том, что практически половина билетов
оказались нераспроданными. Не могу сказать точно, с чьей подачи, но
из-за сложившегося статус-кво всех ожидавших чуда впустили в зал
бесплатно. И пускали бесплатно на протяжении всех Игр доброй воли. С
тех пор я стал ходить в Мариинку практически через день. Познакомился
с администрацией, контролерами. Лет пять я ходил абсолютно бесплатно,
за это время познакомился с родственниками солистов, артистов
кордебалета, с самими артистами, они мне стали давать контрамарки, и
последние несколько лет хожу по ним. За свою десятилетнюю
поклонническую деятельность в Мариинском театре я посмотрел не меньше
1000 спектаклей, из них -- около 80 "Лебединых озер" и приблизительно
60 "Жизелей".
Скользкая тема
Технология вхождения в приближенные к артистам достаточно прозаична.
"Ходишь часто на спектакли, активно хлопаешь, а хлопок у меня громкий,
обмениваешься с близсидящими зрителями впечатлениями, и оказывается,
что среди них немало родственников артистов. Контрамарку могут дать
родственники, через них же можно познакомиться с артистами, а можно
познакомиться и без посредников. Контрамарки приходится просить самим,
никто их не предлагает, для этого необходимо обладать смелостью и
немножко -- нахальством", -- делится опытом Евгений Овчинников.
По его мнению, за контрамарки, то есть в благодарность, артисты ждут
от поклонников бурных оваций, скандирований "браво" и цветов. На
вопрос, кто покупает цветы артистам, Евгений осторожно предполагает,
что о цветах зачастую заботятся сами артисты, и ничего страшно
оскорбительного он в этом не видит. Мы с ним соглашаемся и плавно
переходим на тему клакерства. "Организованной системы клакерства в
Петербурге нет. Если к клакерам относить горячих поклонников, которые
поддерживают своих любимых артистов, даже если те не в форме, то и
меня можно назвать таковым. Но я себя считаю именно поклонником.
Хлопаю я хорошо и стараюсь зрителя сподвигнуть своим примером: говорю,
какой прекрасный спектакль, уговариваю их похлопать еще, организую
вокруг себя своего рода очаг -- зажигаю зрителей своим настроением. И,
знаете, они поддаются моему влиянию, особенно иностранцы", -- выдает
довольный Евгений.
Были времена
"В былые времена особенно активных поклонников-клакеров артисты не
только снабжали контрамарками, но и приглашали к себе домой или на
дачу. Сколько раз Ольга Лепешинская, надев все свои награды,
отправлялась в отделение милиции, чтобы вызволить своих клакеров, в
очередной раз ввязавшихся в драку с клакерами Семеновой. Самая
недавняя клакерская история в нашем городе связана с именем Анастасии
Волочковой, мама которой брала по 10-15 контрамарок на спектакли с
участием дочки. Ярусы взрывались криками, а на сцену летели роскошные
букеты. Клакеры в Петербурге не профессиональны. В Москве, где
рыночные отношения переживают куда более бурный рост, существует даже
прейскурант на услуги клакеров. За количество выходов, бисирование и
т.д. В Ла Скала клакеры уже более 100 лет зачислены в штат театра, и
ни один артист, выезжая на гастроли, не забудет взять с собой свою
команду. Когда в Кремле планировались концерты Доминго, одним из
условий его приезда было бронирование 200 мест для клаки", --
рассказывает анонимный источник из балетной труппы Мариинского
театра.
За кулисами
Клакеры (от франц. claquer -- хлопать) -- группа подставных
зрителей, нанимаемых для создания искусственного успеха либо провала
артиста или целого спектакля.
Выражение "сыры" возникло в 30-е годы XX века благодаря поклонницам
Сергея Лемешева. По легенде, неологизм "сырить" (от "разводить
сырость") придумал сам Лемешев, намекая на экзальтированность
поклонниц.