В материалах стен -- естественный отбор

Производители не поспевают за растущим спросом

<B>Производители не поспевают за растущим спросом</B><BR> СПб. Различия между конструктивными типами домов стираются. <P> Структуру предложения на рынке массового строительства определяют мощности производителей и застройщиков и предпочтения потребителей.<BR> Разгоревшийся в прошлом году спор о том, какой из строительных материалов лучше -- кирпич, панель или монолит -- постепенно сошел на нет. При современном уровне технологий панельные и кирпично-монолитные дома по своим потребительским свойствам не уступают кирпичным, по некоторым параметрам даже превосходят.<BR> <B>Клиент непритязателен</B><BR> Опрошенные "ДП" игроки рынка, говорят о том, что на фоне применения современных технологий потребитель не видит разницы в материале ограждающей конструкции и делает выбор, исходя прежде всего из своих финансовых возможностей. В массовом многоэтажном строительстве наиболее активно развивается кирпично-монолитное домостроение. Его доля в общей массе предложения в 2003 г. увеличилась на 4% и к концу I квартала 2004 г. достигла 58%.<BR> Такой рост объясняется развитием самой технологии, увеличением производства товарного бетона (на 35% за 2003 г.), развитием рынка опалубки и ослаблением позиций "панельщиков" и "кирпичников". В течение последних нескольких лет совокупный объем панельного и кирпичного домостроения находится на одном уровне, примерно 800 тыс. м2 в год. По мнению специалистов, существующие производства не успевают наращивать свои объемы пропорционально росту строительного рынка и теряют свои доли.<BR> <B>Борьба материй</B><BR> Панель, несмотря на улучшенные планировки и фасады, воспринимается потребителем как дешевое и недостаточно качественное жилье. Однако благодаря наличию отделки и скорости возведения панельные дома пользуются популярностью в секторе эконом-класса, а также среди тех покупателей, кто не имеет возможности заниматься отделкой новой квартиры.<BR> Кирпич в силу больших возможностей для перепланировок и традиционно благосклонного отношения потребителей имеет спрос в сегментах "комфорт" и "элита". Но из-за большой трудоемкости работ и развития смешанных технологий домостроители постепенно отходят от чистого кирпича.<BR> Так, его доля, которая на протяжении долгого времени оставалась практически постоянной, начала сокращаться (с 26,6% в 2002 г. до 21,3% в 2004 г.).