Лизинг набира ет обороты

Техника в рассрочку пользуется популярностью

<B>Техника в рассрочку пользуется популярностью</B><BR> СПб. Пятнадцатилетний юбилей лизинговой практики в России ознаменован небывалым ростом активности на рынке лизинговых услуг. <P> Сегодня на рынке Северо-Запада функционирует более 100 лизинговых компаний, часть из них зарегистрирована на территории региона, остальные -- филиалы, представительства лизинговых компаний других регионов, в основном это лизинговые компании Центрального округа.<BR> По оценкам независимых экспертов, за 2003 г. прирост оборотов по лизингу составил от 49 до 55%.<BR> <B>Лицом к потребителю</B><BR> Анализируя изменения, произошедшие на лизинговом рынке за последние годы, можно отметить движение к более благоприятным для потребителя условиям сделок.<BR> Наиболее заметными тенденциями лизингового рынка исследование, проведенное Лизинговой Ассоциацией Северо-Запада, называет увеличение срока заключения договоров, которое обязано своим появлением способности лизинговых компаний привлекать более долгосрочное финансирование. Также для многих компаний стало характерным упрощение лизинговой процедуры: появление стандартизированных пакетов, сокращение сроков обработки заявки, упрощение условий обеспечения сделок, уменьшение первоначального взноса (аванса). Еще одной характерной чертой сегодняшнего лизингового рынка можно считать усложнение лизинговых сделок по виду предоставляемого лизингового оборудования.<BR> Товар-деньги<BR> Что касается объекта лизинга, первое место по количеству совершаемых сделок занимает лизинг транспортных средств, причем значительная доля в этом сегменте принадлежит грузовому и легковому транспорту.<BR> На втором месте по популярности в качестве предмета лизинга выступает строительная техника. Растущая отрасль строительства в Северо-Западном регионе требует развития производственной базы, для расширения парка оборудования часто применяются лизинговые схемы. По лизингу приобретаются строительные краны, опалубка, бетоноукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры, буровые установки и другое строительное оборудование.<BR> <B>Лидирует транспорт</B><BR> В ЗАО "Универсальная лизинговая компания" рассказали, что помимо транспорта и строительной техники в качестве объекта лизинга часто выступает оборудование для промышленного производства и пищевой промышленности. Как одну из проблем лизинговой деятельности специалисты компании выделили несовершенство российского лизингового законодательства, в частности, вопросов, связанных с изъятием имущества у лизингополучателя, отказавшегося от выплат по лизингу.<BR> "Специализация нашей компании -- предоставление в лизинг автомобильного и грузового транспорта, специализированной строительно-дорожной техники, строительной техники, производственного оборудования, авиатехники, горнодобывающего оборудования, -- рассказывает Евгения Жальская, специалист по маркетингу ООО "Интерлизинг". -- Лидером по стоимости заключенных договоров по результатам 2003 г. для нашей компании стала строительная техника, а также грузовой и легковой транспорт, авиатехника, технологическое оборудование, оргтехника, спецтехника".<BR> "Оборот по лизинговым операциям нашей компании за прошедший год вырос в 2 раза, -- говорит генеральный директор ООО "Глобус-лизинг" Борис Курцман, -- однако структура приобретаемых товаров изменилась не сильно. Лидирует по-прежнему транспорт". <P> <B>цифры</B><BR> 55% составил прирост оборотов по лизингу в 2003 г., по оценкам независимых экспертов <P> <B>Есть мнение</B><BR> Игорь Груздев, руководитель Группы по развитию лизинга в Северо-Западном регионе РФ Международной Финансовой Корпорации:<BR> "Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация, которая может сложиться в российской лизинговой практике в связи с принятием разработанного Российской ассоциацией лизинговых компаний "Рослизинг" проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)". Речь идет о документе, концепция которого внутренне противоречива: с одной стороны, он включает нормы, направленные на пресечение попыток совершения под видом лизинга притворных сделок, с другой же -- устраняет отличия лизинга и классической аренды, что само по себе создает благоприятную почву для злоупотреблений. Действующий закон о лизинге -- правовой механизм, в целом адекватно вписывающийся в систему нормативного регулирования России, поэтому дальнейшее его совершенствование должно основываться на взвешенном анализе правоприменительной практики". <P> Анжелика Фокина, директор по административным вопросам ЗАО "Геострой":<BR> "Мы используем лизинг при покупке бурового оборудования. Дело в том, что необходимую нам технику в России не производят, поставки возможны только из заграницы, поэтому арендовать ее -- значит оплачивать расходы по транспортировке оборудования в оба конца, что слишком дорого. Как вариант можно рассматривать банковский кредит на покупку оборудования. Но получить достаточно сложно, да и такие большие суммы не дадут в кредит на длительный срок (по лизинговым договорам в России сроки составляют, как правило, до трех лет). Кроме того, можно отметить преимущества лизинга по сравнению с банковским кредитом с точки зрения бухгалтерского учета.<BR> Все расходы по нему можно отнести на затраты и снизить бухгалтерскую прибыль, оптимизировать налоги. Возможен еще вариант покупки оборудования, уже бывшего в употреблении, но с ним обычно возникают проблемы технического характера, что влечет за собой новые затраты".