Как подавить конкурента

Специалисты по информационному подавлению нейтрализуют чужую рекламу

<B>Специалисты по информационному подавлению нейтрализуют чужую рекламу</B> <P> СПб. Информационные войны перестали быть уделом одних политиков. Коммерческие организации все чаще нанимают на работу специалистов по информационному подавлению. <P> Обычно айварщики (от английского сокращения I-War, информационная война) стараются держаться в тени. Как они сами объясняют, уже один лишь факт наличия у фирмы службы информационного подавления, ставший известным ее конкуренту, затрудняет их деятельность. Тем не менее такой специалист на условиях полной анонимности согласился рассказать "ДП" о своей работе. <P> -- В чем состоят Ваши обязанности?<BR> -- Мы противодействуем давлению конкурентов, защищая и расширяя наш сегмент рынка. Обычно интенсивная работа начинается тогда, когда компания сталкивается с выраженной агрессией или сама выходит на новые рубежи. Лично я отвечаю за нейтрализацию рекламы и PR противника.<BR> -- Как Вы это делаете?<BR> -- Способов много, и не обо всех мне хотелось бы говорить даже анонимно. Но основные принципы просты. Надо или опередить экономического противника во внимании, в восприятии потенциального клиента, или ассоциировать рекламу конкурента с чем-нибудь неприятным. Так, одна компания из тех, что делит с нами рынок, решила осуществить ребрендинг. Они продвигали свой рифмованный слоган повсюду. В ответ мы придумали едкую пародию на него, которую запустили в Интернет. Через несколько дней ее можно было прочитать уже на полсотне форумов, а потом эту пародию даже процитировал популярный журнал. Пафос обновленного бренда оказался уничтожен, его перестали воспринимать всерьез.<BR> -- Сколько у Вас коллег по отделу и чем они занимаются?<BR> -- Кроме меня в подразделении работают еще два человека. Один занимается информационным подавлением в зоне Интернета, другой отвечает за специальные операции.<BR> -- Что означает "специальные операции"?<BR> -- Приведу пример. Нам очень досаждал один из демонстрационных залов конкурентов. Потенциальные клиенты шли к ним из-за удобного расположения. Тогда мы послали к ним сотрудника, который спрятал в вестибюле химические генераторы сероводорода, а для отвода глаз положил за батарею тухлое яйцо.<BR> Яйцо нашли и выбросили, сочтя его единственным источником вони. Но к этому моменту весь персонал зала уже привык к запаху и перестал его замечать, есть у сероводорода такая особенность. Посетители же ощущали неприятный запах и побыстрее уходили. Кон- куренты сочли за благо перенести зал в другой район.<BR> -- Но подобные действия вряд ли можно назвать законными. Они могут закончиться как серьезным конфликтам на уровне служб безопасности, так и судебным разбирательством.<BR> -- Конечно, многие наши методы сомнительны. Однако в условиях, когда в ход постоянно идут взятки и административный ресурс, они выглядят совершенно безобидно.<BR> Более того, мы как раз и работаем для того, чтобы конфликт интересов не превращался в столкновение служб безопасности.<BR> Если действия айварщика закончились контактами силовиков, он провалил операцию и профессионально непригоден. Во многих ситуациях информационное подавление в сотни раз выгоднее обычного маркетинга, подобно тому, как маркетинг часто выгоднее, чем повышение качества товаров и услуг.<BR> -- Ситуацию вокруг банковского кризиса пытались представить в том числе и как информационные атаки. Ваше мнение?<BR> -- Никакого банковского кризиса не было и нет. Есть вполне естественная и предсказуемая реакция вкладчиков на чистку банковской среды, устроенную государством. Сами банки тут заведомо ни при чем. Ни один бизнес не будет вредить другому, если у него не будет твердой уверенности в том, что его прибыль от этого только увеличится. Никто и никогда не пойдет на собственные убытки ради убытков соперника, даже если соперник от этого обанкротится, а свой бизнес только пошатнется.<BR> Ведь нет никаких гарантий, что на освободившееся место не придет более опасный конкурент. Или что рынок в результате "тотальной войны" останется столь же перспективным. А события, которые происходили в банковской сфере, негативно затронули практически всех. Это совершенно не стыкуется с логикой конкурентного противоборства.<BR> Другое дело, что в этой ситуации кое-кто решил под шумок дополнительно притопить конкурентов. К счастью, у большинства хватило ума не участвовать в подобных играх. Вообще же банки редко прибегают к информационному подавлению. Нанести существенный урон даже небольшому банку, не демаскируя источник удара, чрезвычайно трудно. А без маскировки удар теряет смысл. Но не исключено, что могут начаться более или менее обоснованные обвинения в отмывании криминальных денег. Тем более, что создать конкуренту формальные признаки такого отмыва не так уж сложно.