Дипломный бизнес двигает лень

Фирмы по изготовлению рефератов зарабатывают сотни тысяч долларов

<B>Фирмы по изготовлению рефератов зарабатывают сотни тысяч долларов</B><BR> СПб. В Петербурге почти 100 вузов. В каждом из них учится немало ленивых или очень ленивых студентов. <P> Этот факт дает возможность хорошо зарабатывать людям, превратившим написание дипломов, курсовых работ и рефератов в большой бизнес. Владельцы некоторых фирм гордятся тем, что в их базах данных находится до 1000 исполнителей (в переводе на обычный язык это означает, что 1000 преподавателей, а также аспирантов и успешных студентов пишут работы за своих хоть и потенциальных, но учеников).<BR> "Сейчас в Петербурге в этой отрасли вращаются сотни тысяч долларов, а сам бизнес имеет большое будущее. Если человек зарабатывает деньги, то у него, как правило, нет времени на учебу, а диплом нужен. Таких студентов сейчас становится все больше. Люди поняли, что многие из изучаемых в вузе предметов им просто не нужны. Сам я рефераты не пишу. Зачем мне писать курсовик по макроэкономике? Лучше я за это время придумаю новый рекламный ход", -- говорит директор компании HomeWork Дмитрий Шкляр. По мнению наблюдателей, чистая прибыль подобной фирмы может доходить до $15.000 в месяц. Что, впрочем, не удивительно. "75% учащихся города в написании заданий прибегают к услугам Интернета, частных преподавателей или посреднических фирм", -- считает Семен Ефимович, руководитель ЧП "Монах".<BR> Стоит заметить, что сами бизнесмены предпочитают именовать свой вид деятельности очень деликатно -- "консультационные работы в области образования".<BR> <B>Рынок</B><BR> Написанием дипломных и курсовых работ в Петербурге занимается около полудюжины крупных фирм, в том числе "Монах", "Академия", "Центр информационных технологий", HomeWork. Все они выполняют роль посредника между преподавателем и заказчиком. Кроме этого десятки мелких организаций открываются и закрываются фактически ежемесячно, особенно много фирм появляется перед сессией.<BR> Сами посредники считают, что на их долю приходится около 60% всех выполняемых заданий. Впрочем, точной статистики на этом рынке не существует. Поэтому трудно оценить, какую долю у крупных структур отъедают частники, тем более что все признают: заказать работу напрямую у преподавателя (аспиранта, студента и пр.) дешевле. Кроме того, немалое число студентов заказывают работы на специализированных интернет-сайтах, а еще чаще -- скачивают бесплатно уже готовые работы, вывешенные в Сети. О популярности такого подхода к решению учебных задач косвенно говорит то, что слово "реферат" за последний месяц в поисковой системе Yandex было запрошено 1.649.616 раз. В Петербурге количество рефератных сайтов доходит до двух десятков, а по России их тысячи.<BR> <B>Технология</B><BR> Каждый из участников рынка, естественно, "хвалит свое болото". "Фирмы не могут выполнять задания качественно, поскольку между клиентом и человеком, создающим работу, стоит посредник. Высокое качество невозможно без тесного контакта заказчика и изготовителя. К такому виду заработка прибегает столько же преподавателей, сколько занимается репетиторством. Успех больших фирм держится на хорошей рекламной кампании, в том числе на телевидении", -- рассказывает один из преподавателей, зарабатывающий дипломами и курсовиками.<BR> Офис "консультационно-учебной" компании располагается в здании бизнес-центра и чем-то напоминает помещение фирмы по продаже горящих путевок.<BR> При появлении молодых людей и девушек охрана бизнес-центра не задает лишних вопросов. И так понятно, зачем они пришли. На одного менеджера в офисе приходится два-три клиента. Руководители фирмы затем пояснили: менеджерами обязательно должны быть молодые и красивые девушки. По мнению организаторов бизнеса, это является важной составляющей в обслуживании клиентов. На оформление анкеты уходит 15-20 минут. 50% стоимости работы вперед, остальные по завершении работы.<BR> К примеру, в фирму HomeWork ежедневно поступает до 25-30 заказов. 20% заданий из-за невозможности выполнения возвращаются обратно к заказчикам. Себестоимость каждой работы составляет в среднем 20-50% от цены. Заказы поступают практически весь год, за исключением февраля, июля и августа. Другая фирма -- ЧП "Монах" -- принимает до пяти заказов в день. По мнению директора "Монаха" Семена Ефимовича, повышая число выполняемых работ, фирмы нередко прибегают к откровенному "скачиванию" рукописей из Интернета, а затем -- к перепродаже.<BR> <B>Яппи</B><BR> На то, чтобы выстроить крупный рефератный бизнес, у 19-летнего Дмитрия Шкляра и 20-летнего Владимира Бакутеева ушло 1,5 года. Идея пришла к ним в голову 2,5 года назад, когда юные бизнесмены учились в 11-м классе средней школы.<BR> "Часто приходилось обращаться к знакомым за помощью в написании рефератов. Тут-то до нас и дошло, на чем можно заработать", -- рассказывает Дмитрий Шкляр, один из основателей HomeWork. Для открытия фирмы ребятам понадобилось $300 и папин старенький ноутбук. Сейчас, про приблизительным оценкам, на долю HomeWork приходится до 30% всех заказов, выполняемых фирмами-посредниками.<BR> "Поначалу все делали сами. Раздавали листовки с рекламой, бегали в поисках изготовителей, принимали заказы", -- рассказывает Владимир Бакутеев. Трудности, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям, -- это административные барьеры, незнание основ бухучета. Особенно нелегко далась регистрация предприятия. "Взрослые не хотели воспринимать нас всерьез: когда мы оформляли свое предприятие, смеялись. Приходилось быть агрессивными: жестко разговаривать, вести себя официально и по-деловому", -- говорит Владимир Бакутеев.<BR> На сегодняшний день 35% доходов HomeWork уходит на рекламу. Планы у молодых предпринимателей самые амбициозные -- открыть офис на Невском пр., окончательно освоить петербургский рынок и захватить московский.<BR> Сейчас штат фирмы насчитывает 30 человек. Работают два офиса. Сформирована база изготовителей работ. Всего более 1000 человек. "Мы идем по своему собственному пути развития. Формируем базу постоянных клиентов, повышаем качество обслуживания, порой в ущерб прибыли. Стараемся сделать фирму модной. Хотим сделать так, чтобы вся золотая молодежь Петербурга пользовалась нашими услугами. В основном заказы поступают от учащихся ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа, СПбГУ, студентов вечерних и заочных отделений", -- доволен Владимир Бакутеев.<BR> Представители самих учебных заведений комментируют ситуацию достаточно спокойно.<BR> "Молодежь решает свои проблемы так, как она решает. А мы уже оцениваем. Самое главное -- не наличие самой курсовой или дипломной, а умение ее защитить. Если студент писал работу не сам, он ее и не защитит", -- считает Алексей Комаров, начальник финансово-экономического управления Петербургского финансово-экономического университета.<BR> "Что делать, если у нас в университете учатся самые шустрые и деловые студенты. Правда, лично я считаю, что подобный бизнес является антигосударственной деятельностью", -- говорит ректор ИНЖЭКОНа Александр Михайлушкин.