Театр хотел увидеть небо в алмазах

"Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети"

"Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети"<BR> СПб. На сцену Театра имени Комиссаржевской вышла "Безымянная звезда". Пока ее нельзя отнести к звездам первой величины. <P> Сюжет пьесы румынского драматурга Михаила Себастьяна в России хорошо известен: в глухой провинциальный городок волею случая занесло столичную красавицу Мону -- девушку с непростой биографией и сложными экзистенциальными проблемами.<BR> В нее влюбляется бедный учитель, по совместительству гениальный астроном, только что вычисливший новую звезду. Герои проводят вместе полную волнующих открытий ночь под звездным небом, а наутро беглянку настигает и возвращает назад богатый любовник. Костолевский, Вертинская, Крючкова, Казаков в классической экранизации пьесы поистине незабываемы.<BR> Предполагается, что, возрождая на сцене этот сюжет, режиссер Вениамин Фильштинский и его актеры намеревались рассказать нам свою неповторимую историю, открыть нечто такое, что ускользнуло от взгляда предшественников. Найти свою звезду.<BR> <B>Небо в алмазах</B><BR> Замысел постановки был небезынтересен: Вениамин Фильштинский намеревался отыскать чеховские мотивы в румынской пьесе, сделать очевидными параллели между звездным небом астронома Мирою и "небом в алмазах", дать возможность героям страдать не от пошлости провинциального городка, но от ощущения принципиальной неполноты жизни.<BR> А между тем сценическая реальность в этом спектакле не выходит за рамки обыденного сознания и привычных, то есть поверхностных, представлений о пьесе Себастьяна. Вместо поэтической экзистенциальной драмы на сцене Комиссаржевки появилась очередная мелодрама на тему "любовь и бедность навсегда меня поймали в сети".<BR> <B>Небо без алмазов</B><BR> Актеры Татьяна Кузнецова (Мона) и Александр Баргман (Мирою) наслаждаются "романтическими" возможностями, предоставляемыми пьесой (она -- великолепным блестящим платьем и обязанностью царить и капризничать, он -- характерными странностями чудаковатого ученого и задачей быть "милым"). Однако, когда дело доходит до важнейших узловых моментов пьесы и одного искреннего любования собой становится недостаточно, актеры откровенно теряются (или -- что много хуже -- просто не чувствуют проблемы). Здешняя Мона вовсе не собиралась кончать с собой, ее скука, как и ее влюбленность, имеют достаточно вульгарную подоплеку. Более того: отсутствие бытовых удобств и модных платьев в самом деле могло бы сыграть роковую роль в ее судьбе -- поскольку этими материальными характеристиками она и определяется целиком.<BR> А до поры безобидная истеричность прирожденного эгоцентрика Мирою, несомненно, превратила бы их жизнь в ад. Как ни странно, нелепые до карикатурности "отрицательные персонажи" -- цинично-простодушный Григ (Александр Большаков) и раскрашенная злобная кукла мадемуазель Куку (Наталья Орлова) -- нисколько не ошибались насчет главных героев. Финальная разлука выглядит истинным избавлением: Звезда не стала окончательной мещанкой, Ученый получил шанс не погрязнуть в быте. При желании это можно считать хэппи-эндом.